Основные понятия управления

Управление присутствует уже в индивидуальной сознательной (осознанной) человеческой деятельности как внутренний элемент этой деятельности, ответственный за осознание и оценку потребностей, желаний и намерений действующего лица, возможностей достижения желаемых результатов, выбор способов необходимых действий, распределение соответствующих усилий. Это управление человеком своими действиями, управление собой.

В приведенном определении в неявном виде присутствует важная мысль. Производственная и всякая иная человеческая деятельность невозможна без использования определенных вещей, элементов природы (предметов и средств труда и производства). Поэтому указанная деятельность всегда являет собой сочетание двух типов управления: управления вещами и управления собой. Данная мысль справедлива и для совместной деятельности.

Развитая форма управления связана с совместной деятельностью людей, осуществляемой в сравнительно крупных масштабах. В этом случае управление выделяется и обособляется в отдельный, специфический вид сознательной человеческой деятельности, умственного (интеллектуального) труда, который предполагает наличие особой категории лиц — управленцев (управляющих) и особых органов — управляющих структур. И сущность этого управления сводится к целенаправленному воздействию на участников и на существенные характеристики и факторы процесса совместной человеческой деятельности посредством определенных управленческих действий (решений) с целью достижения желаемых результатов такой деятельности.

При ближайшем рассмотрении в названном процессе принято выделять содержательную и процессуальную (технологическую) стороны (аспекты), а также его объект (объекты) и субъект (субъекты).

Выяснить содержание управления — значит ответить на вопросы: для чего должны делать (с какой целью или с какими целями) и что должны делать те, кто принимает управленческие решения (какие именно управленческие действия они могут и должны предпринимать, на что именно могут и должны распространяться принимаемые ими решения). Ответить на первый из этих вопросов — значит раскрыть функции управления, на второй — задачи управления.

Первый из названных вопросов обычно как бы не замечается, во всяком случае не ставится как особый вопрос. Между тем он имеет принципиальное значение, поскольку речь идет о необходимости различать цели деятельности организации и цели деятельности тех, кто принимает решения, обязательные для всех исполнителей. Они не могут и не должны совпадать. К примеру, максимизация прибыли или удовлетворение кредитных потребностей клиентов могут быть целями деятельности банка, но не могут быть признаны непосредственными целями управления как специфического вида деятельности, поскольку зарабатывание прибыли и выдача кредитов — обязанность конкретных подразделений банка и их вполне определенных сотрудников. Что же можно считать функциями управления?

Можно предложить следующие варианты решения данного вопроса (применительно к коммерческой организации в целом):

1) функция (цель) управления — само качественное управление как способ удовлетворения потребности, объективно присущей совместной деятельности;

2) функция управления — обеспечение максимально благоприятных условий для долговременной стабильной устойчивости функционирования и развития организации в соответствии с ее уставными целями и задачами. Эта генеральная функция управления может быть конкретизирована как:

• адекватное определение состояния и тенденций развития среды, в которой организации приходится действовать, а также места организации в экономической
системе;

• разработка и поддержание в работоспособном состоянии (развитие) механизма формирования реалистичных целей деятельности организации и механизма оценки степени их достижения;

• обеспечение условий для эффективной деятельности организации в целом и всех ее структурных подразделений, что предполагает, в частности: по мере надобности (в соответствии с меняющимися условиями) рационально распределять (перераспределять) и координировать трудовые функции, пересматривать организационную структуру, а также цели и задачи подразделений; отладить (пересматривать, совершенствовать) внутри организации рациональную, ориентированную на конечные результаты схему горизонтальных и вертикальных связей, информационных потоков; разработать, поддерживать в работоспособном состоянии (развивать) и эффективно применять механизм управления организацией, включая механизм согласования интересов и целей деятельности ее подразделений; разработать способы или средства оценки качества механизма управления организацией, при необходимости совершенствовать их;

• достижение надежности, технологичности, простоты и экономичности процесса управления.

В отношении задач управления (видов управленческих действий, которые следует предпринимать) между специалистами почти нет разногласий (имеющиеся разночтения не являются принципиальными и касаются трактовок отдельных терминов, а также последовательности, в которой такие задачи рассматриваются). С точки зрения формирования в организации простой и надежной, эффективной системы управления к указанным задачам можно отнести следующие:

1) анализ;

2) планирование;

3) регулирование (оперативное управление);

4) контроль.

Необходимые определения будут приведены дальше (см. главы 10, 12, 13). Пока же дадим некоторые пояснения.

Во-первых, перечисленные управленческие действия в общем случае могут рассматриваться и осуществляться на практике только в приведенной выше последовательности. Нельзя, например, сначала составлять планы, а потом заниматься анализом. Это значит, что действия, предусматриваемые в каждом последующем пункте, логически и фактически должны основываться на решениях, которые были приняты в рамках предыдущего пункта (пунктов), соответствовать им по духу и букве, служить формой их реализации и конкретизации.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я