Учёт и отчетность банка: исходные положения

Вводные замечания.

Управление банком базируется на использовании полной и достоверной информации о формировании его ресурсов и их размещении, достигнутых результатах, наличии резервов на возможные потери и о всех других операциях банка. Обеспечивает банк такой информацией ведущийся в нем учет.

Бухгалтерский учет в банке представляет собой строго организованный, упорядоченный процесс сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии и движении его материального имущества, денежных средств, кредитов, фондов, ценных бумаг, созданных резервов, о доходах и расходах, финансовых результатах. Бухгалтерский учет в этом качестве создается и совершенствуется самим банком на основе норм законодательства и требований регулирующих органов и предназначен для формирования полной и достоверной информации в виде систематизированных данных (отчетности) о его финансово-экономическом положении, необходимой внутренним и внешним пользователям в целях управления (анализа, планирования, регулирования и контроля) деятельностью банка.

Основная цель бухгалтерского учета — достоверное и реальное отражение финансовых результатов деятельности, финансового положения и движения денежных ресурсов — формулируется практически одинаково в основополагающих документах по бухгалтерскому учету разных стран. Однако за этой общей формулировкой, как будет показано далее, могут скрываться разные концептуальные подходы, задачи и способы учета.

При этом под внутренними пользователями (потребителями) бухгалтерской информации понимаются собственники (участники) банка и их органы (совет и его председатель, ревизионная комиссия, общие собрания), руководители исполнительных органов банка (правление и его председатель), подразделения банка и их руководители, внутренние контролеры и аудиторы, а под внешними пользователями — соответствующие государственные регулирующие органы (центральный банк, ми-нистерство финансов, налоговые и другие органы), внешние аудиторы, партнеры по бизнесу, существующие и потенциальные клиенты, заемщики, инвесторы, кредиторы и вкладчики банка, а также информационные и рейтинговые агентства, бюро кредитных историй, аналитики, консультанты, словом, общество в целом.

Отсюда можно сразу заключить, что финансовая информация банка и о банке нужна многим, но каждому с разной точки зрения. Очевидно, что ни одна информационная система не в состоянии в равной степени удовлетворить потребности всех пользователей. Соответственно возникает объективная база для преимущественной ориентации на удовлетворение информационных интересов той или иной группы (групп) пользователей, что может вести к формированию в разных странах таких систем бухгалтерского учета и отчетности, в которых по-разному расставлены «потребительские акценты».

Бухгалтерский учет банков характеризуется оперативностью и единством формы построения; все операции, совершенные в банке в течение операционного дня, в тот же день по единым правилам отражаются на лицевых счетах аналитического учета, открытых на клиентов. Бухгалтерский баланс банк составляет («подводит») ежедневно; ежедневно оформляет записи на счетах, а также делает для клиентов выписки из счетов. Единая форма учета создает возможность адекватного сравнения и анализа деятельности всех банков.

Правильный, грамотно поставленный учет в банке помогает ему решать следующие основные задачи:

1) оптимальным образом выполнять обязанности налогоплательщика (имея в виду, что данные бухгалтерского и налогового учета могут расходиться);

2) своевременно представлять необходимые отчеты и иную требуемую информацию о себе регулирующим органам и всем другим пользователям такой информации, демонстрируя свое законопослушание и открытость;

3) обеспечивать руководящие органы и лица банка материалом для принятия обоснованных управленческих решений.
Правовая база бухгалтерского учета в российских банках.

Вся совокупность нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность российских банков (кредитных организаций), включает в себя документы нескольких уровней.

К документам высшего (первого) уровня относятся законы общего и специального действия, регулирующие принципиальные вопросы бухгалтерского учета. Здесь в первую очередь следует упомянуть Закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Важным документом является и Гражданский кодекс РФ, в первой части которого закреплены некоторые принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии баланса как необходимого признака юридического лица и др. Во второй части Кодекса нашли отражение принципы составления и положения различных договоров, что важно и для организации работы бухгалтерской службы банка. К документам этого уровня могут быть отнесены также некоторые другие законы (отдельные их нормы). В состав правовой базы бухгалтерского учета входит и Налоговый кодекс РФ.

Среди законов специального действия, относящихся к рассматриваемому вопросу, необходимо отметить основные банковские законы, отдельные нормы из которых приводятся ниже.

Второй уровень составляют специальные нормативные документы по учету, адресуемые именно и только банкам (кредитным организациям). Сюда относятся прежде всего Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, являющиеся приложением к Положению ЦБ от 5 декабря 2002 г. № 205-П (далее — Правила учета).

Указанный документ содержит План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и собственно Правила, включающие:

часть I. Общая часть — это основные принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях, общие рекомендации об организации и ведении учета в банках;

часть II. Характеристики счетов — характеристика предназначения и применения каждого бухгалтерского счета, включенного в План счетов;

часть III. Организация работы по ведению бухгалтерского учета.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я