Регистрация и лицензирование банка: нормативные требования и процедуры

Документы, необходимые для регистрации и получения лицензии.

Перечень таких документов содержится в ст. 14 Закона «О банках и банковской деятельности» и включает в себя:

1) заявление на имя руководителя Банка России с ходатайством о регистрации и выдаче банковской лицензии, с указанием адреса постоянно действующего исполнительного органа организации (должно быть составлено по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 19 июня 2002 г. № 439);

2) подлинник или нотариально удостоверенная копия учредительного договора (когда его подписание предусмотрено в законе);

3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

4) протокол собрания учредителей;

5) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей;

6) документы об уплате государственной пошлины (2 тыс. руб.) за предстоящую регистрацию банка и лицензионного сбора (0,1% размера объявленного УК банка) за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии;

7) копии документов о государственной регистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также справки из органов налоговой службы о выполнении учредителями — юридическими лицами обязательств перед бюджетами за последние три года;

8) документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в УК банка учредителями — физическими лицами (в Инструкции № 109 данный пункт не упоминается);

9) заполненные анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера банка.

Перечисленные и некоторые другие документы (о них см. ниже) должны быть поданы в ТУ ЦБ по месту предполагаемого нахождения банка на имя руководителя ТУ. Срок подачи документов в законе не установлен, но Инструкция № 109 требует, чтобы это было сделано в течение месяца с момента подписания учредителями учредительных документов и чтобы к пакету документов было приложено сопроводительное письмо (его содержание и назначение не объяснены).

Кроме того, в соответствии с Инструкцией № 109 учредители должны представить:

• документы, подтверждающие право собственности хотя бы одного из них на здание (помещение), в котором будет располагаться банк, или обязательство о предоставлении его в аренду (субаренду) в случае регистрации банка (имеется в виду вариант, когда такое здание не вносится в УК банка);

• сообщение в письменной форме, содержащее перечень членов совета директоров (наблюдательного совета) банка и информацию об отсутствии оснований, препятствующих избранию данных лиц в состав совета директоров (наблюдательного совета) банка.

Одновременно с заявлением с ходатайством о регистрации и выдаче лицензии должно быть представлено заявление о постановке на учет в налоговом органе (см. документ ЦБ оперативного характера от 29 апреля 2003 г. № 66-Т).

Закон требует, чтобы учредители — физические лица представили декларации о своих доходах, заверенные налоговыми органами. В Положении ЦБ «О приобретении физическими лицами долей (акций) в уставном капитале кредитной организации» от 26 марта 1999 г. № 72-П разъясняется, что в рассматриваемой ситуации вновь создаваемый банк должен представить в ТУ ЦБ документы, необходимые для проверки правомерности оплаты УК банка за счет средств физических лиц и подтверждающие их удовлетворительное финансовое положение. К числу таких документов в Положении отнесены не только надлежаще оформленные декларации о доходах, но и справки о доходах с места работы, о наличии средств на счетах в кредитных организациях и т.п. При этом указанные физические лица не должны представлять доказательства (справки) о том, что у них нет долгов перед бюджетами.

Инструкция № 109, «не останавливаясь на достигнутом», предписывает, чтобы учредители банка помимо всего перечисленного представили еще ряд документов (см. подп. 3.1.10—3.1.15). Можно даже не задаваться риторическим вопросом относительно того, не слишком ли много бумаг получается.

Порядок регистрации.

В Законе о банках порядок регистрации вновь создаваемого банка прописан весьма лаконично. Фактически здесь (ст. 15) содержится лишь две нормы, вторая из которых существенная: ТУ ЦБ, получив от учредителей все документы, необходимые для регистрации и лицензирования нового банка, должно выдать им справку о том, что документы приняты; Банк России должен, принять решение о регистрации нового банка и выдаче ему лицензии в срок, не превышающий шесть месяцев. Думается, что срок этот явно великоват, особенно в нынешних условиях, когда новые банки учреждаются достаточно редко.

Более подробно порядок регистрации изложен в главе 6 Инструкции № 109. Здесь обращают на себя внимание такие пункты:

• срок рассмотрения документов в ТУ Банка России не должен превышать трех месяцев с даты их поступления;

• если к представленным документам имеются замечания, а также если комплект документов неполный, то они возвращаются учредителям с письменным заключением; исправленные и повторно представленные документы считаются вновь поступившими (такова, к сожалению, бюрократическая традиция);

• при отсутствии замечаний ТУ направляет в центральный аппарат Банка России свое положительное заключение, которое должно содержать полную информацию, на основании которой был сделан вывод о возможности регистрации банка и выдаче ему лицензии (см. п. 6.10 Инструкции), причем к указанному заключению прилагается более чем солидный пакет подлинных документов, представленных учредителями (см. п. 6.11 Инструкции № 109). ТУ ЦБ проводит всю эту работу, придерживаясь также требований письма от 29 июля 1997 г. № 493;

• в центральном аппарате Банка России рассматривают полученные документы (в сроки, не превышающие шесть месяцев с момента поступления документов в ТУ ЦБ) и принимают решение о возможности регистрации банка (придерживаясь, в частности, процедур, расписанных в Положении от 26 мая 1997 г. № 454).

Банк подлежит регистрации в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 мая 2001 г. № 129-ФЗ с учетом специального порядка регистрации кредитных организаций, установленного в Законе «О банках и банковской деятельности». Практически это означает следующее.

В соответствии с Законом № 129 государственная регистрация юридических лиц возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который ведет все соответствующие реестры. Вновь создаваемый банк подает все необходимые для регистрации документы в Банк России (ТУ), который, не найдя причин для отказа, принимает решение о его регистрации. Раньше процедура регистрации фактически завершалась тем, что ЦБ на основе собственного решения вписывал новый банк в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Теперь процедура стала более бюрократической: Банк России, приняв положительное решение о регистрации нового банка, должен направить в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для ведения данным органом единого государственного реестра юридических лиц. При этом взаимодействие Банка России с указанным органом по всем вопросам регистрации кредитных организаций от их возникновения до ликвидации осуществляется в порядке, согласованном этими двумя органами (см. документ ЦБ «О порядке взаимодействия МНС России и Банка России по вопросам государственной регистрации кредитных организаций» от 27 июня 2002 г. № 82-Т, содержащий соответствующий регламент).


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я