Кредитная политика банка и механизмы её реализации

Прежде чем начать выдавать кредиты, банк должен сформулировать свою кредитную политику (наряду и в согласии с его политиками применительно ко всем другим направлениям деятельности — депозитной, процентной, тарифной, технической, кадровой, по отношению к клиентуре, к конкурентам и т.д.), а также предусмотреть способы и средства ее воплощения в реальную практику.

В соответствии с подходом, формулирование политики (политик) банка составляет один из этапов планирования его деятельности. Имеется в виду тот этап, на котором ранее определенные укрупненные качественные (в основном) целевые ориентиры деятельности банка применительно к разным объектам банковского управления должны получить уточненное качественное и количественное выражение на конкретный плановый период и стать конкретными планами (программами) деятельности банка в целом и/или отдельных его подразде-лений.

Указанные цели (измеренные, получившие по возможности точные количественные характеристики) должны: быть конкретными, реальными (достижимыми) и взаимно поддерживающими; быть увязаны с имеющимися возможностями и подкреплены ресурсами и конкретными практическими мероприятиями; включать определение типов и степеней допустимых рисков; содержать описание ожидаемых результатов. Применительно к кредитной политике эти общие положения означают следующее.

Определить и утвердить свою кредитную политику — значит сформулировать и закрепить в необходимых внутренних документах позицию руководства банка как минимум по следующим вопросам:

• приоритеты банка на кредитном рынке, имея в виду под этим предпочтительные для данного банка: объекты кредитования (отрасли, виды производств или иного бизнеса); категории заемщиков (органы власти, государственные и негосударственные предприятия и организации, частные лица); характер отношений с заемщиками (курс на долгосрочные и партнерские отношения либо на разовые кредитные сделки, сочетание кредитования с другими видами банковского обслуживания, мера откровенности и доверия с обеих сторон); виды и размеры (минимальные, максимальные) кредитов; схемы обслуживания кредитов; формы обеспечения возвратности кредитов и др.;

• цели кредитования: ожидаемый уровень рентабельности кредитов; иные (не связанные непосредственно с получением прибыли) цели.

Для принятия банком обоснованных решений по указанному кругу вопросов важное значение имеют четкая и взвешенная постановка общих целей деятельности банка на предстоящий период (т.е. хорошая постановка планирования в целом), адекватный анализ кредитного рынка (т.е. хорошая работа маркетинговой службы), ясность перспектив развития ресурсной базы банка, верная оценка качества кредитного портфеля, учет динамики уровня квалификации персонала и другие факторы.

В соответствии с п. 2.3 Положения ЦБ РФ № 254 уполномоченный орган (органы) банка принимает внутренние документы банка по вопросам классификации кредитов (ссуд) и формирования соответствующих резервов, которые должны соответствовать требованиям этого Положения и иных нормативных правовых актов по вопросам кредитной политики и/или методов ее реализации. В указанных внутренних документах банк отражает, в частности:

1) систему оценки кредитных рисков, позволяющую классифицировать кредиты (ссуды) по категориям качества, в том-числе содержащую более детализированные процедуры оценки качества кредитов и формирования резерва, чем это предусмотрено в Положении;

2) порядок оценки ссуд, в том числе критерии их оценки, порядок документального оформления и подтверждения такой оценки;

3) процедуры принятия и исполнения решений о формировании резерва;

4) процедуры принятия и исполнения решений о списании с баланса нереальных для взыскания ссуд;

5) описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работни-ков банка, участвующих в проведении указанной оценки;

6) порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;

7) порядок и периодичность определения стоимости залога;

8) порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;

9) порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;

10) порядок и периодичность формирования (регулирования) резерва.

При этом банк должен публично раскрывать информацию о своей кредитной политике в составе отчетности, представляемой в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.

Роль кредитной политики коротко может быть выражена в следующих тезисах:

• отсутствие у банка собственной кредитной политики или наличие слабой (плохо продуманной, необоснованной) политики, или ее формальное наличие означают отсутствие в нем планирования кредитного процесса и, следовательно, полноценного управления этим важнейшим направлением деятельности, что обрекает банк на безусловный неуспех, особенно в средне- и долгосрочной перспективе;

• качественная кредитная политика банка, если ее положения реально используются, хотя и не гарантирует безусловного успеха, однако способствует осмысленной координации его усилий на кредитном рынке, обеспечивает деятельность подразделений, участвующих в кредитном процессе, необходимым «стержнем» и продуманными технологиями, значительно уменьшает риск принятия неверных управленческих решений, дает руководству банка важный критерий оценки качества управления кредитным подразделением и постановки кредитного процесса в банке в целом.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я