Присоединение банка и слияние банков: процедуры и проблемы

Некоторые правовые характеристики реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования) юридических лиц можно найти в Гражданском кодексе РФ (прежде всего в ст. 58). Рабочие процедуры, которых необходимо придерживаться при реорганизации банков, излагаются в следующих документах Банка России:

• Инструкции «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 16 января 2004 г. № 109-И (раздел V);

• Положении «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» от 4 июня 2003 г. № 230-П.

С правовой точки зрения слияние двух и более юридических лиц представляет собой такой процесс, в результате которого права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. С точки зрения организационно-экономической и применительно к банковскому сектору это будет означать появление нового банка вместо двух или более ранее зарегистрированных и лицензированных банков, лицензии которых в ходе слияния аннулируются. Новый банк должен пройти государственную регистрацию и лицензирование.

В отличие от этого присоединение одного или нескольких юридических лиц (присоединяемого, присоединяемых) к другому юридическому лицу (присоединяющему) означает: с правовой точки зрения — переход прав и обязанностей первого (первых) к этому другому юридическому лицу; с организационно-экономической точки зрения применительно к банковскому сектору — аннулирование лицензии присоединяемого банка (банков) и его (их) ликвидацию как самостоятельного юридического лица (лиц) и одновременно сохранение присоединившего банка с его перерегистрацией (в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии или сохранением прежней лицензии.

С экономической (финансовой) точки зрения суть слияния банков и присоединения банка к другому банку одинакова — укрупнение банков в форме централизации банковских капиталов (данный процесс часто называют концентрацией капитала, но это неточное употребление термина).

К общим процедурным характеристикам процессов реорганизации банков можно отнести следующие положения.

1. При реорганизации, предполагающей создание нового банка, Банк России рассматривает вопрос о выдаче ему новой лицензии. При этом он принимает во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизующиеся банки. К
новому банку обычные для вновь создаваемых банков требования к размеру УК не предъявляются.

2. Если участниками нового банка становятся прежние участники реорганизуемых банков и их вклады в УК в абсолютном выражении остаются неизменными либо уменьшаются, то Банк России не будет дополнительно проверять, правомерно ли были оплачены эти вклады.

3. Документы, необходимые для регистрации нового банка, представляются в ТУ ЦБ, как правило, в течение одного месяца со дня принятия решения о реорганизации банка. За регистрацию банка, созданного в результате реорганизации, взимается сбор. Если на основе реорганизующегося банка открывается филиал, то за открытие последнего также взимается сбор.

4. Перерегистрация структурных подразделений, располагающихся вне мест нахождения головных контор реорганизующихся банков (операционных касс вне кассовых узлов, дополнительных офисов и пр.), в подразделения нового банка может быть проведена по его заявлению без повторного направления в Банк России документов, представлявшихся ранее для открытия указанных подразделений (за исключением положений о филиалах, открываемых на основе реорганизуемых в форме слияния банков (их филиалов), и положений о филиалах, открываемых на основе присоединяемого банка (его филиалов), и документов для получения согласия Банка России на назначение новых руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера указанных филиалов).

Основные процедуры реорганизации.

В Положении ЦБ № 230 обозначены следующие основные этапы и процедуры реорганизации (присоединения или слияния) банков.

1. Соответствующие органы управления каждого из реорганизующихся банков принимают решения о проведении общего собрания участников банка с повесткой дня
такого собрания о реорганизации. В течение пяти рабочих дней после принятия данного решения банки информирует об этом ТУ Банка России по месту своего нахождения.

2. ТУ вправе проверить деятельность таких реорганизующихся банков.

3. Банки проводят общие собрания участников. По итогам собраний составляются протоколы, которые должны быть представлены в ТУ ЦБ по предполагаемому месту нахождения банка, который возникнет в итоге реорганизации. Каждый из протоколов должен подтверждать: принятие решения о реорганизации в определенной форме; утверждение передаточного акта (для банка, который присоединяют); одобрение проектов учредительных документов нового банка (при реорганизации в форме слияния) или изменений в учредительные документы (учредительных документов в новой редакции) банка (при реорганизации в форме присоединения); одобрение проектов положений о новых филиалах возникающего банка; утверждение договора о слиянии или присоединении; определение представителей банков, уполномоченных на подписание договора.

Общее собрание участников каждого из банков может принять решение о назначении аудитора для заключения с ним договора о получении аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности банка и о соответствии законодательству РФ проводимых банком процедур, связанных с реорганизацией.

Договор о слиянии или присоединении должен содержать: порядок и условия слияния или присоединения; порядок конвертации паев (акций) каждого из банков в паи (акции) нового банка; дату составления списка лиц, имеющих право участвовать в совместном общем собрании участников банков. В договоре также может содержаться подтверждение открытия филиалов нового банка.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я