Организация внутреннего контроля: версия Центрального банка

Законодательная и нормативная база.

В банковском законодательстве о внутреннем контроле в коммерческих банках говорится крайне скупо. Точнее, в Законе «О банках и банковской деятельности» эта проблема упоминается два раза.

Главный нормативный акт Банка России, посвященный рассматриваемому вопросу, также фактически один — Положение «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16 декабря 2003 г. № 242-П (до этого действовало Положение «Об организации внутреннего контроля в банках» от 28 августа 1997 г. № 509, к качеству которого у специалистов было много претензий).

В Положении № 242 определен общий для всех отечественных банков порядок организации внутреннего контроля, который обязывает их иметь системы внутреннего контроля и особые службы внутреннего контроля, а сведения о такой службе, порядке ее образования и полномочиях отразить в своих уставах.

Цели внутреннего контроля.

Документ исходит из того, что внутренний контроль в банке необходим для того, чтобы обеспечивать:

• эффективность финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективность управления активами и пассивами, рисками. В последнем случае имеются в виду: выявление, измерение и определение приемлемого для банка уровня рисков; постоянное наблюдение за рисками; принятие необходимых мер для поддержания рисков на уровне, не угрожающем финансовой устойчивости банка, интересам его кредиторов и вкладчиков;

• достоверность, полноту, объективность и своевременность составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности, получаемой и используемой внутренними и внешними пользователями, а также информационную безопасность банка;

• соблюдение нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (если банк является членом таких организаций), норм учредительных и внутренних документов банка;

• недопущение вовлечения банка и его служащих в противоправную деятельность.

Такой широкий перечень целей является свидетельством того, что внутренний контроль охватывает почти все направления жизнедеятельности банка. В то же время в данный перечень почему-то не вошли цели, связанные, например, с организацией и критериями результативности управления в банке, развитием внутрибанковских (в том числе трудовых и социальных) и межбанковских отношений, отношений с клиентурой и некоторые другие, имеющие первостепенное значение.

Участники (система органов) внутреннего контроля.

В Положении отмечается, что в соответствии с полномочиями, определенными в учредительных и внутренних документах банка, внутренний контроль в нем должны вести: органы управления, предусмотренные в Законе «О банках и банковской деятельности»; ревизионная комиссия (ревизор); главный бухгалтер (его заместители); руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала; подразделения и служащие, выполняющие функции внутреннего контроля в соответствии со специальными полномочиями, определяемыми во внутренних документах банка.

В последнем случае имеются в виду:

1) служба внутреннего контроля (СВК), или внутреннего аудита, как отдельное структурное подразделение банка. Здесь трудно согласиться с фактическим отождествлением функционально разных служб — внутреннего контроля и внутреннего аудита;

2) ответственный сотрудник (или структурное подразделение) по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как отдельное должностное лицо (структурное подразделение), ответственное за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, программ его осуществления и иных внутренних организационных мер в указанных целях, а также за представление в соответствующий уполномоченный орган федеральной власти сведений в соответствии с Законом «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и нормативными актами Банка России;


3) иные структурные подразделения и/или ответственные сотрудники банка, к которым, как полагают составители Положения, могут относиться:

• контролер профессионального участника рынка ценных бумаг (РЦБ) как ответственное должностное лицо и/или структурное подразделение, проверяющее соответствие деятельности банка как профессионального участника РЦБ требованиям законодательства РФ о ценных бумагах, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по РЦБ;

• ответственный сотрудник по правовым вопросам как должностное лицо и/или структурное подразделение, проверяющее соблюдение нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных и внутренних документов банка. Этот последний пункт можно полагать совсем уж надуманным, поскольку в любом банке и так имеется и действует юридическая служба.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я