Налог на игорный бизнесс

Налог на игорный бизнес для России — явление относительно новое. Он выступает в качестве отраслевого варианта налога на прибыль, адаптированного к требованиям определенной сферы предпринимательской деятельности.

В нашей стране налог на игорный бизнес был впервые введен в 1998 г., когда российское правительство, усилив контроль над деятельностью игорных заведений, приняло ряд нормативных актов, в том числе Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес».

С 1 января 2004 г. вступила в действие глава 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес». Одновременно изменился статус рассматриваемого налога — он был отнесен к региональным, и, следовательно, законодательные органы субъектов РФ в пределах установленных полномочий имеют право внести изменения по порядку его исчисления.

В статье 365 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческую деятельность в сфере игорного бизнеса. Под термином «игорный бизнес» в Кодексе понимается «деятельность, связанная с извлечением доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющейся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг». Для ведения этой деятельности необходимо наличие специальной лицензии, являющейся неотъемлемым атрибутом ведения игорного бизнеса в России.

Исходя из определения понятия «игорный бизнес» следует, что в случае когда организации или индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности игровые столы или игровые автоматы, самостоятельно их не используют, то они не признаются ведущими предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, а следовательно, и налогоплательщиками. Если они предоставляют игорное оборудование в аренду, то доход в виде арендной платы подлежит обложению в общеустановленном порядке; плательщиком налога на игорный бизнес в этом случае будет признан арендатор, непосредственно осуществляющий предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.

К объектам налогообложения относятся (п. 1 ст. 366 НК РФ):

■ игровой стол;
■ игровой автомат;
■ касса тотализатора;
■ касса букмекерской конторы.

Налогоплательщики обязаны поставить каждый объект на учет в налоговом органе по месту их предполагаемого функционирования не позднее чем за два рабочих дня до даты установки и в такие же сроки зарегистрировать любое изменение количества объектов (установка новых или выбытие ранее действующих). Налогоплательщики, которые не состоят на учете в налоговых органах на территории субъекта РФ, где устанавливается объект, обязаны встать на учет по месту установки объекта налогообложения в вышеуказанные сроки.

Нарушение этих требований влечет взыскание штрафа с налогоплательщика в трехкратном размере ставки налога, определенной для соответствующего объекта налогообложения.

Необходимо четко определить дату для начала исчисления налога. В большинстве случаев организации могут подать заявление о регистрации объекта не за 2 дня до его установки, а гораздо раньше, при этом объект налогообложения будет считаться зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком заявления о регистрации.

Рассмотрим на примере, с какого момента возникает обязанность по уплате налога.

Из рассмотренного примера видно, что дата регистрации и дата фактической установки и ввода в эксплуатацию игрового оборудования не всегда совпадают. При этом возникает вопрос, какая именно дата должна использоваться налогоплательщиком в целях исчисления налога на игорный бизнес. Ведь может случиться так, что дата подачи заявления произойдет в одном налоговом периоде (месяце), а дата фактической установки и начала эксплуатации — в другом.

Исходя из анализа положений законодательных актов по данному вопросу для целей исчисления налога на игорный бизнес следует применять дату фактической установки игрового оборудования (при условии ее совпадения с датой его ввода в эксплуатацию), а не дату его регистрации в налоговых органах.

Налоговая база определяется отдельно по каждому объекту обложения как их общее количество (ст. 367 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный месяц (ст. 368 НКРФ).

Ставки налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

■ за один игровой стол — от 25 000 до 125 000 руб.;
■ за один игровой автомат — от 1500 до 7500 руб.;
■ за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 руб.

Если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, то применяется нижний предел ставок, установленных федеральным законодательством (ст. 369 НК РФ).

Порядок исчисления налога на игорный бизнес изложен в ст. 370 НК РФ. Сумма налога определяется плательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы и ставки налога. Если игровой стол имеет более одного игрового поля, то ставка налога по такому столу увеличивается кратно количеству игровых полей. При установке нового объекта налогообложения до 15-го числа текущего налогового
периода сумма налога исчисляется как за полный месяц, а после 15-го числа — исходя из 50% ставки. При выбытии объекта до 15-го числа текущего месяца к нему применяется 50% установленной ставки, а после 15-го числа — полная ставка.

Установленные порядок и сроки уплаты налога на игорный бизнес предполагают, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Перечисление средств в бюджет производится не позднее срока, установленного для подачи декларации.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я