Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций представляет собой прямой подоходно-поимущественный регулярный сбор. Его сущность — изъятие в пользу государства некоей доли усредненного дохода от использования облагаемого имущества. Таким образом, данный налог играет роль своего рода экономического стимула: с одной стороны организация заинтересована максимально активной и эффективной эксплуатации собственности, а с другой — вынуждена освобождаться от неиспользуемого имущества.

Рассматриваемый налог в своем развитии прошел два этапа.

Первый относится к периоду с января 1992 г. до начала 2004 г., когда исчисление и уплата налога происходили в соответствии с Законом РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» и Инструкцией ГНС РФ от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий».

С 1 января 2004 г. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации „Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» была введена в действие глава 30 НК РФ «О налоге на имущество организаций», нормами которой были реформированы порядок определения объектов налогообложения, расчет облагаемой базы, а также значительно сократился перечень организаций и объектов имущества, не облагаемых налогом.

По уровню установления налог на имущество организаций относится к региональным налогам и сборам. Законодательные органы каждого субъекта Российской Федерации обязаны принять закон, который определял бы отдельные элементы этого налога (налоговые ставки,порядок и сроки уплаты, форму отчетности) в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Плательщиками налога признаются (п. 1 ст. 373 НК РФ):

■ российские организации;
■ иностранные организации, осуществляющие деятельность
в Российской Федерации через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России.

Не являются плательщиками юридические лица, которые ведут налоговый учет в соответствии со специальными налоговыми режимами.

Объектом налогообложения для указанных организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1, 2 ст. 374 НК РФ). Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения выступает находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).

Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования, имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, установлено, что принятые к бухгалтерскому учету основные средства отражаются по дебету балансового счета 01 «Основные средства». Исходя из определения объекта налогообложения и порядка ведения бухгалтерского учета, возникают вопросы по определению имущества, которое является объектом обложения.

Рассмотрим подробнее порядок отражения этого имущества на счетах бухгалтерского учета. Облагаемые объекты учитываются не только по дебету счета 01 «Основные средства», а также по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (например, имущество, сданное организацией в аренду или лизинг без права выкупа).

При передаче объектов основных средств в доверительное управление их остаточная стоимость отражается по дебету счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительно-FO управления имуществом» не как объекты основных средств. В качестве объекта основных средств данное имущество будет отражаться на счете 01 у доверительного управляющего на отдельном балансе. Однако в Законе о налоге на имущество организаций отмечено, что основные средства, переданные в доверительное управление, являются объектом налогообложения у учредителя доверительного управления.

При передаче объектов основных средств в качестве вклада в простое товарищество (в совместную деятельность) переданное имущество отражается по остаточной стоимости по дебету счета 58 «Финансовые вложения», субсчет «Вклады по договору простого товарищества». А в качестве объекта основных средств данное имущество будет отражаться на отдельном балансе у того участника совместной деятельности, которому поручено ведение бухгалтерского учета по договору простого товарищества.

Налоговая база российских и ведущих деятельность через представительства иностранных организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Среднегодовая стоимость определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ):

В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, налоговая база принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 5 ст. 376 НК РФ). Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объектов сведения об их инвентаризационной стоимости в течение 10 дней со дня оценки или переоценки (п. 2 ст. 375 НК РФ).

Необходимо учитывать, что налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего обложению по местонахождению организации, каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, и каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации и обособленного подразделения, а также в отношении имущества, облагаемого по разным ставкам (п. 1 ст. 376 НК РФ).

Если на отдельном балансе обособленного подразделения организации учтен объект движимого имущества, фактически находящийся на территории головной организации, то такое имущество должно учитываться при определении налоговой базы имеющего отдельный баланс обособленного подразделения организации, а исчисление и уплата налога (авансовых платежей по налогу) и представление налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам по налогу) должны производиться по местонахождению указанного обособленного подразделения. Если объект относится к недвижимому имуществу, то имущество должно учитываться при определении налоговой базы организации, а исчисление и уплата налога и представление налоговой отчетности должны осуществляться по местонахождению этой организации (письмо Министерства финансов РФ от 7 июня 2005 г. № 03-06-05-04/156).

Налоговым периодом определен год, а отчетным периодом — I квартал, полугодие, 9 месяцев. Законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды (ст. 379 НК РФ). В этом случае поступления в региональный бюджет будут осуществляться один раз в год после окончания налогового периода, что может привести к дефициту бюджета в течение календарного года.

Как указывалось выше, определение величины ставки налога на имущество юридических лиц производится законами субъектов РФ, причем она не может превышать 2,2%. Устанавливать налоговую ставку для отдельных организаций не разрешается, однако законодательством допускается ее дифференцирование по отдельным категориям плательщиков и имущества (ст. 380 НК РФ).

По рассматриваемому налогу федеральным законодательством предусмотрены налоговые льготы. В статье 381 НК РФ приведен список организаций, освобождающихся от налогообложения, среди них:

■ учреждения уголовно-исправительной системы Министерства
юстиции Российской Федерации;
■ религиозные организации;
■ общероссийские общественные организации инвалидов;
■ производства фармацевтической продукции;
■ организации в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения;
■ коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
■ государственные научные центры и ряд иных организаций.

Законодательные органы субъектов Российской Федерации имеют право расширить перечень налоговых льгот.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по нему указан в ст. 382 НК РФ: сумма налога исчисляется налогоплательщиками самостоятельно исходя из фактической среднегодовой стоимости имущества (с учетом льгот) и ставки налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется с учетом ранее начисленных авансовых платежей.

Авансовые платежи исчисляются по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества. В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, авансовая сумма исчисляется по истечении отчетного периода как '/, инвентаризационной стоимости объекта на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

В соответствии со ст. 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате в порядке и сроки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговую декларацию по итогам налогового периода — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Отчетность представляется в налоговые органы по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Общая сумма налога на имущество, подлежащая уплате организацией составит 49 088 руб.

В соответствии со ст. 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате в порядке и сроки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговую декларацию по итогам налогового периода — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Отчетность представляется в налоговые органы по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Уплата налога и авансовых платежей российскими организациями подлежит в бюджет по местонахождению имущества. Заметим, что федеральным законодательством предусмотрена возможность для субъектов Российской Федерации самостоятельно выбирать порядок уплаты данного налога. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки на учет в налоговых органах.

Если же зарубежное предприятие функционирует без постоянного представительства, то в этом случае начисленная сумма перечисляется в бюджет по местонахождению имущества.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я