Водный налог

Взимание платежей за использование водных ресурсов осуществляется на основе положений главы 25.2 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2005 г. До этого момента фискальное регулирование данной отрасли осуществлялось на основе Водного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ), Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» и разъяснялось положениями Инструкции ГНС РФ от 12 августа 1998 г. № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами».

Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с действующим законодательством (ст. 333.8 НК РФ).

Под специальным водопользованием необходимо понимать использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. В соответствии со ст. 86 ВК РФ оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Виды специального водопользования определяются в утверждаемом Правительством РФ перечне.

Для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем и транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства Российской Федерации (ст. 87 ВК РФ).

В ряде случаев использование водных объектов может осуществляться без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование), следовательно, организации и физические лица, осуществляющие общее водопользование, не являются плательщиками водного налога.
Объектом налогообложения являются следующие виды водопользования (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

■ забор воды из водных объектов;
■ использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
■ использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
■ использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Не признаются объектами налогообложения (п. 2 ст. 333.9 НК РФ):
■ забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод и воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
■ забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, для санитарных, экологических и судоходных попусков, для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
■ забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
■ забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
■ использование акватории водных объектов для плавания на судах, для разовых посадок (взлетов) воздушных судов, для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления водо и природоохранной деятельности, для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, для геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ, для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения, для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
■ использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, для рыболовства и охоты;
■ особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.
Организации, производящие забор подземных вод для своих хозяйственных нужд, т.е. только для внутреннего потребления, также обязаны исчислять и уплачивать водный налог.

В ряде случаев сложно установить объект налогообложения.
Налоговая база определяется дифференцированно по каждому виду водопользования и в применении к отдельным налоговым ставкам (в случае, когда в отношении водного объекта установлены различные ставки):
■ при заборе воды — как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При этом используются показания измерительных приборов, а в случае их отсутствия —исходя из эксплуатационных характеристик технических средств, с помощью которых осуществляется забор воды (п. 2 ст. 333.10 НК РФ);
■ при использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях — как площадь предоставленного водного пространства. Площадь определяется на основании данных лицензии на водопользование, а при отсутствии в ней таких данных по материалам технической и проектной документации (п. 3 ст. 333.10 НК РФ);
■ при использовании водных объектов для целей гидроэнергетики — как количество произведенной за налоговый период электроэнергии (п. 4 ст. 333.10 НК РФ);
■ при использовании водных объектов для целей лесосплава — как произведение объема древесины, выраженного в тысячах куб. м, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100 (п. 5 ст. 333.10 НК РФ).

Необходимо отметить, что в законодательстве не содержится положений о корректировке налоговой базы по водному налогу в зависимости от сезонного характера использования водных объектов. Поэтому даже если налогоплательщик производит работы только в определенный период года, он обязан исчислять налог в течение всего периода действия выданной лицензии.

Налоговым периодом признается квартал (ст. 333.1 НК РФ).
Размеры ставок водного налога установлены на федеральном уровне и варьируются в зависимости от вида пользования водного объекта, а также по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам (ст. 333.12 НК РФ). Для примера приведем минимальные и максимальные ставки. При заборе воды из поверхностных водных объектов самая низкая ставка установлена в Северном экономическом районе для бассейна реки Печора в размере 246 руб. за 1 тыс. куб. м воды, а самая высокая в Восточно-Сибирском экономическом районе для бассейна озера Байкал — 576 руб. При использовании поверхности водных объектов наибольшие ставки действуют на юге Европейской части России, где морская вода является одним из факторов привлекательности региона с точки зрения курортно-туристической деятельности. Например, налоговая ставка на Черном море равна 49 800 руб. в год за 1 кв. км акватории, а на Чукотском — 14 040 руб. за 1 кв. км.

Если организация осуществляет забор воды с нескольких участков бассейна одной и той же реки, но расположенных на территории различных субъектов РФ, то единые налоговые ставки применяются только в случае принадлежности указанных административных единиц одному экономическому району.

Также предусмотрено пятикратное увеличение ставок при заборе воды сверх установленных лимитов (лимиты водопользования — предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов, устанавливаемые на определенный срок; их корректировка требует внесения изменений в лицензию на водопользование (ст. 90 ВК РФ).

Для водоснабжения населения установлена единая для всей территории страны ставка в размере 70 руб. за 1000 куб. м забранной воды.

Порядок исчисления и срок уплаты водного налога определены в ст. 333.13 и 333.14 НК РФ. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей ставки налога. Общая сумма налога определяется путем сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов пользования и уплачивается по местонахождению объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если предприятие и используемые им для забора воды объекты расположены в разных субъектах Российской Федерации, то такая организация подлежит постановке на учет в налоговых органах не только по своему юридическому адресу, но и по местонахождению объектов налогообложения, где водный налог и будет уплачиваться.

Рассмотрим на примере порядок расчета водного налога.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я