Плата за пользование землёй

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регламентируется положениями главы 31 НК РФ, действующей с 1 января 2005 г. Учитывая, что земельный налог является местным, и его введение в действие осуществляется правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вступление в силу указанной главы НК РФ не означает ее автоматического применения на всей территории страны.

Обязанность по исчислению и уплате земельного налога у плательщиков возникает только после принятия соответствующего пакета нормативных документов с указанием всех необходимых элементов налогообложения: применяемой в данном районе налоговой ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядка и сроков уплаты и т.п.

По многим землям по состоянию на 1 января 2005 г. не была рассчитана кадастровая стоимость, в силу этого земельный налог в 2005 г. уплачивался в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» и Инструкцией МНС РФ от 21 февраля 2000 г. № 56 «По применению Закона Российской Федерации „О плате за землю"».

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Обязанность по уплате земельного налога возникает с момента оформления правоустанавливающих документов (государственной регистрации права). Если организации своевременно не принимают необходимые шаги и не обращаются в органы юстиции, то в отношении них должны применяться меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения.

Объектом обложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого уже введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ):

■ земельные участки, в соответствии с законодательством изъятые из оборота;
■ земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурны ми заповедниками, объектами археологического наследия;
■ земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
■ земельные участки, расположенные в пределах лесного фонда;
■ земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (за исключением участков, занятых обособленными водными объектами).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося текущим налоговым периодом (п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ).

Государственная кадастровая оценка земель производится территориальными органами Государственного комитета РФ по земельной политике и основывается на классификации угодий по их целевому назначению и виду функционального использования. Полученные данные вносятся в государственный земельный кадастр и затем используются для определения налоговой базы по земельному налогу.

Налогоплательщики, участвующие в хозяйственном процессе — организации и индивидуальные предприниматели — определяют налоговую базу (и исчисляется сумма налога) самостоятельно по каждому находящемуся в их ведении земельному участку.

Для физических лиц налоговая база и подлежащая перечислению в бюджет сумма определяются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п. 3, 4 ст. 391, п. 2 ст. 396 НК РФ).

Для некоторых категорий плательщиков (Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалиды детства и другие лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ) налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. Если кадастровая стоимость принадлежащего этому лицу участка меньше 10 000 руб., то налоговая база принимается равной нулю (п. 5, 7 ст. 391 НК РФ).

При признании участка находящимся в собственности группы лиц либо подлежащим обложению по нескольким ставкам налоговая база определяется отдельно в отношении каждой из долей или ставок (п. 2 ст. 391 НК РФ). При этом налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется по принципу пропорциональности, а в отношении участков, находящихся в общей совместной собственности, устанавливается в равных долях (п. 1, 2 ст. 392 НК РФ).

Если при приобретении недвижимости к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этим строением и необходима для эксплуатации последнего, налоговая база в отношении данного участка для его нового владельца определяется пропорционально его доле в праве собственности на землю (п. 3 ст. 392 НК РФ).

В статье 393 НК РФ устанавливается налоговый период — календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. В местном законодательном акте об установлении земельного налога деление налогового периода может быть не предусмотрено.

Определение налоговых ставок является прерогативой местных органов власти, однако их величина не может превышать:

■ 0,3% в отношении земельных участков, используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ или предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества
или животноводства;
■ 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394 НК РФ).

В отношении ряда плательщиков действуют налоговые льготы. Согласно ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения следующие организации и учреждения, использующие принадлежащие им земельные участки в общественно-значимых целях:

■ организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;
■ организации — собственники земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
■ религиозные организации;
■ общероссийские общественные организации инвалидов при соблюдении условий установленных законодательством;
■ организации народных художественных промыслов;
■ физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов;
■ организации — резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на предостав ленный земельный участок.

Порядок исчисления земельного налога подробно освещен в ст. 396 НК РФ. Сумма налога определяется по окончании налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики, зарегистрированные на территории, где установлены поквартальные отчетные периоды, исчисляют суммы авансовых платежей как 25% соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

На уровне местных представительных органов власти может быть принято решение об освобождении отдельных категорий налогоплательщиков от обязанности исчислять и уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода.

При возникновении или прекращении у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на землю исчисление суммы налога или, соответственно, авансового платежа производится с учетом коэффициента. Последний определяется следующим образом: отношение числа полных месяцев, в течение которых данный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в периоде, за который производится расчет. Если изменение в имущественных правах имело место до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав, а если после 15-го — то месяц прекращения указанных прав.

Аналогичная схема расчета применяется и в случае получения или утере прав на налоговые льготы: поправочный коэффициент равен отношению числа полных месяцев, в течение которых льгота не применялась, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения или прекращения права на налоговую льготу рассматривается как полный.

В случае наследованного физическим лицом земельного участка или его доли налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

Особый порядок расчетов предусмотрен в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления на них коммерческого или общественного жилищного строительства.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Федеральным законодательством оговариваются только наиболее общие моменты: место взимания налога совпадает с местом нахождения земельного участка, срок уплаты не может быть установлен ранее срока предоставления налоговой декларации (1 февраля года, следующего за истекшим) или расчетных ведомостей по авансовым платежам (30 апреля, 31 июля и 31 октября) (ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

Налогоплательщики — физические лица производят перечисление средств на основании направленного налоговым органом налогового уведомления (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Еще один вид земельных платежей — арендные — перечисляется в бюджет юридическими и физическими лицами, которым на территории России предоставлены в аренду участки. Размер платежа указывается в договоре на аренду земли, заключаемом между арендатором и арендодателем. Общие начала определения арендной платы при сделках в отношении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (п. 4 ст. 22 ЗК РФ, ст. 21 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»).


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я