Сущность денег

Развитие форм стоимости. С далекой древности известны деньги, появившиеся как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. Непосредственными предпосылками появлению денег послужили:

1) переход от натурального хозяйства к производству и обмену товаров;

2) возникновение имущественной независимости хозяйствующих субъектов — собственников, производящих товарную продукцию;

3) соблюдение эквивалентности при обмене.

Натуральное хозяйство производило продукт, а не товар, для собственного потребления, обменивались лишь случайно оставшиеся излишки продукта.

При выделении земледелия, скотоводства, а затем ремесел, т.е. при общественном разделении труда, начал происходить постоянный обмен продуктами труда, т.е. движение товара от одного производителя к другому. Это потребовало соизмерения разных по виду, качеству, форме и назначению товаров, т.е. эквивалентности (скот = зерну = топору = холсту).

Соизмерение разных товаров требует единой общей их основы. Такой единой основой для всех товаров является стоимость — общественные затраты труда на их производство. Именно общественный труд (а не индивидуальный труд отдельного производителя) делает товары, разные по своей полезности, соизмеримыми.

При обмене на рынке одного товара на другой общество подтверждает, что они нужны и труд, затраченный на их производство, необходим, а следовательно, эти товары имеют стоимость, которая определяется суммарной стоимостью орудий и предметов труда и вновь созданной живым трудом стоимостью. В связи с тем, что затраченный труд на производство отдельного товара разный, товары имеют различную стоимость. Следовательно, необходимо количественно измерить общественный труд, или стоимость. Так появилось понятие меновой стоимости, т.е. способности товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях. Именно меновая стоимость обеспечивает количественное сравнение товаров (одна овца = одному мешку зерна).

В условиях натурального производства продукт удовлетворяет потребности производителя и его семьи, т.е. для них он имеет значение как потребительная стоимость (способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека), а не стоимость. Для производителя товара в первую очередь важна его стоимость, и лишь во вторую — потребительная стоимость, ибо не обладающий потребительной стоимостью товар невозможно обменять.

С возникновением денег:

1) создаются условия для появления, а затем и расширения рынка, поскольку денежный эквивалент позволяет преодолеть узкие рамки обмена товара на товар;

2) единый акт обмена расчленяется на две самостоятельные сделки:

Продажа собственного товара (Т—Д)

Покупка нужного товара (Д—Т)

Сделки (Т—Д) и (Д—Т) могут быть разделены во времени и пространстве;

3) деньги приобретают самостоятельное, не связанное с товарным обменом движение, возникает возможность для предпринимателя их накопления от момента продажи своего товара до момента покупки необходимых производству сырья, материалов и т.д.

С заменой действительных денег знаками стоимости и последующей отменой их фиксированного золотого содержания обеспечивался свободный выпуск этих знаков в соответствии с потребностями товарного оборота независимо от наличия золотого обеспечения.

Деньги — экономическая и историческая категория. Экономическая категория (товар, кредит и т.п.) выражает общественные отношения между людьми в процессе производства, т.е. одну из сторон производственных отношений. Следовательно, любая экономическая категория взаимосвязана с движением стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и его основной части — национального дохода (НД).

Деньги выступают активным элементом и составной частью всего воспроизводственного процесса, обслуживая все его фазы (производство, распределение — первичное и вторичное, обмен и использование), поэтому они входят в систему производственных отношений.

Функционируя в системе производственных отношений и обеспечивая движение стоимости ВВП и НД, деньги отражают
определенную сторону объективной хозяйственной деятельности, т.е. выступают экономической категорией. Они обслуживают весь производственный процесс образования стоимости ВВП и НД через определение цен, выражающих стоимость отдельных товаров и услуг. Цена отражает не индивидуальные затраты отдельных товаропроизводителей, а общественно необходимые затраты на изготовление определенных групп товаров и услуг.

В условиях рыночной экономики цена товара складывается исходя из необходимой стоимости товара, с возможным отклонением цены от стоимости. На цену товара влияют спрос и предложение на рынке, а также конкуренция товаропроизводителей. Рыночная цена вынуждает товаропроизводителя снижать издержки производства, повышать его эффективность.

Деньги как экономическая категория, возникшая на определенной ступени развития товарных отношений, выступают поэтому исторической категорией. Как историческая категория деньги на каждом этапе товарного производства наполняются новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства.

В далеком прошлом всеобщим эквивалентом на короткий период времени и на ограниченной территории выступали товары, имеющие индивидуальную потребительную стоимость (скот, меха). При систематическом обмене, когда товар стал перевозиться на большое расстояние, использование таких денег вызывало большие неудобства. Роль денег переходит к металлам (сначала меди, затем серебру и, наконец, золоту).

Деньги — товар по происхождению, но отличаются от него, выступая как особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Следовательно:

1) потребительная стоимость денег удваивается, поскольку, кроме конкретной стоимости (например, золото удовлетворяет эстетическую потребность человека — ювелирные изделия), они обладают всеобщей потребительной стоимостью, т.е. способностью удовлетворять любое желание владельца через рынок;

2) стоимость денег в отличие от обычного товара, у которого она скрыта, имеет внешнюю форму проявления до их обмена на рынке. Обладая деньгами, владелец уверен, что эта стоимость по его желанию может превратиться в любую полезную вещь.

Деньги разрешили противоречие товарного производства между потребительной стоимостью и стоимостью. С появлением денег товарный мир раскололся на два полюса: на первом — один товар — деньги, на другом — все остальные товары. Потребительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а их стоимость — на стороне денег. Товары, действующие в обмене, выступают как потребительные стоимости, деньги становятся выразителем этих потребительных стоимостей всех товаров через стоимость. Итак,
- деньги — это товар, стихийно выделившийся в процессе исторического развития товарного производства и обмена;

- деньги — это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента;

-деньги — это механизм, разрешивший противоречие между потребительной стоимостью и стоимостью.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я