Прибыль как результат предпринимательской деятельности

Прибыль как экономическая категория служит показателем вновь созданной стоимости, прибавочной стоимости, чистого дохода, причем, чем больше происходит обработка сырья и материалов, тем больше добавленной стоимости.

В этом отношении добывающие отрасли
— нефтеперерабатывающая, лесозаготовительная — проигрывают, вывозя продукцию в слабо обработанном виде. Выручка на тонну нефти в 12 раз меньше, чем в зарубежных компаниях, так как за рубежом обеспечивается высокая степень обработки сырья.

Вывоз крупного леса без обработки оборачивается потерей прибыли от 200 до 500 долл. за кубический метр.
Прибыль — многозначный термин. Чаще всего его рассматривают как денежный успех, положительный результат, награду за риск. Прибыль возникает в результате производственной, торговой, научно-исследовательской, творческой, спекулятивной и многой другой предпринимательской деятельности.

Возможность получения прибыли стимулирует рисковое поведение, стремление к нововведениям, освоение новых технологий, материалов, продукции.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство.

При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль служит сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки.

Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения иен.

Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

Формирование прибыли проходит долгий путь и начинается с ее расчетов и учета факторов на нее влияющих.

Это прямые факторы, очевидные и понятные. Чем выше цены, тем больше прибыль; чем больше объем выпуска продукции, тем больше прибыль; чем ниже затраты на производство и реализацию продукции, тем больше прибыль.

Кроме факторов, непосредственно влияющих на величину и динамику прибыли, существуют и факторы косвенного воздействия. Их можно объединить в две группы:

1) факторы, зависящие от усилий предприятия:
а) уровень хозяйствования;
б) компетентность руководства и менеджеров;
в) конкурентоспособность продукции;
г) организация производства и труда;
д) производительность труда;
е) состояние и эффективность производственного и финансо
вого планирования;
2) факторы, не зависящие от усилий предприятия:
а) конъюнктура рынка;
б) уровень конкуренции;
в) инфляционные процессы;
г) уровень цен на потребляемые материально-сырьевые, топ
ливно-энергетические ресурсы;

д) налоговые платежи с прибыли.
Так как прибыль—источник производственного, научно-технического и социального развития, ее отсутствие ставит предприятие в крайне сложное финансовое положение, не исключающее банкротство.

Сущность прибыли наиболее полно выражается в ее функциях. В отечественной литературе есть расхождения в количестве функций и их трактовании, но наиболее часто выделяются следующие:

f) в обобщенной форме прибыль отражает результаты предпринимательской деятельности и выступает одним из показателей ее эффективности;
2) стимулирующая функция позволяет использовать прибыль на
развитие производства, стимулирует труд работников предприятия,обеспечивает социальное развитие и т.д. В этом ее качестве она увязывает интерес организации и персонала, так как стимулирует их стремление к осуществлению более эффективной хозяйственной деятельности, с тем чтобы больше получить выгоды в виде прибыли;
3) прибыль выступает доходным источником для финансирования
государственных расходов (государственных инвестиций, производственных, научно-технических, социально-культурных программ).

В условиях нынешней экономической ситуации — инфляции, всеобщей задолжности, дифференциации доходов, безработицы — ближайшей целью предприятия считается выживание.

Для устойчивого экономического функционирования и развития предприятию необходимо решить целый ряд задач, в том числе:

■ определение наиболее эффективной стратегии развития пред
приятия;
■ определение возможных путей вывода предприятия на более бла
гоприятную траекторию продвижения;
■ определение и использование различных методов улучшения
финансового положения предприятия, управление себестоимо
стью, ценами, выручкой от реализации и т.п.;
■ определение инвестиционной и дивидендной политики.

В основе решения этих задач финансового менеджмента лежит оценка экономической эффективности хозяйствования с помощью широкого круга показателей, один из которых — прибыль.
Прибыль — это один из составных элементов рыночных отношений.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, услуг в процессе предпринимательской деятельности.

Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку, которую получил предприниматель в ходе реализации своей продукции, и затраты на производство и реализацию. Если выручка больше себестоимости, финансовый результат говорит о получении прибыли.

Предприниматель всегда ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает.
Это связано с тем, что на прибыль действуют много компонентов, как положительных, так и отрицательных. Ведущее значение прибыли не означает, что ее надо получать в ущерб производственному и социальному развитию предприятия. Увеличение цен, наращивание дешевой, но некачественной продукции только на время могут позволить прирост прибыли.

В этих условиях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и использовать наиболее выгодные для перспективного роста прибыли. К ним относятся выпуск разнообразной и конкурентной продукции, имеющей спрос, снижение всех видов затрат, соблюдение строгого режима экономии в расходовании средств, моделировании ценовой политики. Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений.

Рост цен, с одной стороны, повышает прибыль, с другой — сдерживает спрос недорогую продукцию. При освоении и выпуске новой продукции, работ и услуг необходимо очень тщательно считать все затраты, возможный уровень рентабельности и устанавливать цены с перспективой их снижения.

Положительным является полная самостоятельность предприятия в полном и свободном использовании прибыли, которая остается после уплаты налогов в его распоряжении.
Однако в крупных коммерческих комплексах ведется постоянная разработка рекомендаций для оперативного и стратегического управления доходами фирмы.

Основная цель любой коммерческой структуры состоит в максимально возможном увеличении прибыли ее владельцев. Используя этот показатель в качестве оценки деятельности, можно попытаться стабильно повышать доходы предприятия за счет целого ряда мероприятий:

■ управления номенклатурой выпускаемой продукции, ранжируя
ее по мере убывания рентабельности;
■ планирования обновления номенклатуры продукции;
■ обновления устаревшего оборудования и освоения новых тех
нологий;
■ разработки оперативных планов по развитию производства на
длительный срок;
■ определения инвестиционной и дивидендной политики;
■ использования рынка ценных бумаг.

Чаще всего в основной массе субъектов хозяйствования главное внимание уделяется широко известным факторам роста доходов, связанным с работой предприятия: росту объема продукции, снижению затрат на производство товаров и услуг и оптимизации цен.

Оптимальное использование большинства из перечисленных возможностей по росту прибыли может быть получено в результате глубокого анализа по критерию доходности, перебора возможных вариантов, обоснованных стратегических планов по прибыли.

При планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используются конкретные виды прибыли. Различают следующие виды прибыли.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг):
r-J
где Пр — прибыль от реализации продукции; Ц^ — цена реализации за /-й продукцию; Si — себестоимость единицы ;-й продукции; НДС — налог на добавленную стоимость; Ак — акциз на определенные виды продукции; N™ — объем реализуемой продукции по каждому наименованию в натуральных единицах; т — количество наименований изготовляемой продукции.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я