Введение в структурированные финансовые продукты

Не так просто определить, что такое структурированные финансовые продукты (structured financial product). Фактически точной трактовки не существует вообще, поэтому каждый понимает их несколько по-своему.

По большому счету, структурированным финансовым продуктом можно признать достаточно широкий класс финансовых инструментов, выпускаемых на рынок. Общее у них одно — они создаются с помощью разнообразных инструментов, которые определяют как элементарные.

Понятие элементарных инструментов постоянно претерпевает изменения из-за сложившейся тенденции к усложнению рынков. В настоящее время под элементарным инструментом, или элементарной ценной бумагой, понимают финансовый инструмент, чьи свойства можно выразить в виде доходности, как единственной переменной. Термин может быть любым: процент, товар, ставка обмена, валюта и т.д., — главное, чтобы он относился только к одному виду. Например, долговая ценная бумага, доход по которой и основная сумма к погашению выплачиваются в одной валюте, относится к элементарной ценной бумаге.

Другой способ определения элементарных инструментов основан на ранжировании рынков по признаку активности и ликвидности. Если рынок хорошо развит и его поддерживает достаточное количество маркет-мэйкеров, обеспечивающих его эффективность, то он считается элементарным, а инструменты, обращающиеся на нем, — элементарными ценными бумагами.

Скажем, любой развитый рынок свопов является элементарным, в то время как редко используемые или какие-либо экзотические свопы не могут быть отнесены к этой категории.

Если создать портфель из различных элементарных инструментов, то он приобретет свойства, не присущие каждому из используемых компонентов по отдельности. Эмиссия новой ценной бумаги, в основе которой лежит такой портфель, порождает структурированный финансовый продукт. В практике финансовой инженерии их называют также гибридными ценными бумагами (hybrid security), или просто гибридами. Совсем необязательно, чтобы структурированный финансовый продукт синтезировался из инструментов, обращающихся на различных рынках. Легко обнаружить, что две компоненты одного и того же элементарного рынка способны образовать гибрид.

Можно заметить: большое количество финансовых инструментов, обращающихся сейчас на рынках, в момент их создания относились к структурированным финансовым продуктам. Самый простой пример — фьючерсный контракт, торгуемый на фондовый индекс S&P 500. Этот финансовый инструмент имитирует поведение портфеля из 500 акций, входящих в этот индекс, порождая те же финансовые результаты, которые достижимы при создании портфеля из 500 акций в соот-ветствующем количестве и добавлении в него процентной компоненты (бонды или 13-недельные векселя). Сейчас рынок фьючерсов на S&P500 — один из самых ликвидных во всем мире.

Любопытно, что этот инструмент явился результатом, в том числе академических изысканий, преследующих цель найти способ перераспределения рисков, используя при этом уровень текущих цен, а также их изменчивость. Во время разработки и в первое время данный фьючерс, без всякого сомнения, мог классифицироваться как структурированный финансовый продукт. Хотя в его основе лежит только один актив — индекс, но работает фьючерс так, будто в нем содержится два инструмента — фондовый портфель и процентные бумаги, определяющие премию фьючерса. Сейчас, спустя десятилетия, вряд ли можно однозначно определить его в качестве структурированного финансового продукта. Пересмотр стандартов — причина изменения взглядов, и это — обычная практика в рыночной среде.

Более наглядный пример того, как удачные находки буквально переворачивают отрасль, — это платежные карты. Хотя вопрос о том, можно ли их отнести к структурированным финансовым продуктам, несколько спорен, тем не менее, представляется логичным отнести платежные карты к этой категории. Почему? Ответом является то, как они работают. Это настоящий бизнес — процесс, где сведены воедино множество разрозненных операций и финансовых услуг: банковский счет, стандартизированная процедура выдачи и погашения кредита, списания по выставляемым счетам и т.д. С точки зрения владельца платежной карты, она позволяет ему оплачивать покупки и получать в случае необходимости наличные, т.е. для него она — те же самые деньги. С точки зрения эмитента карты, она обеспечивает продажу банковской услуги. Стандартизация — ключ к успеху любой финансовой новации, и платежные карты — наиболее яркий пример того, насколько они могут быть сложными в разработке: карту надо изготовить, требуется обеспечить ей защиту, условия пользования должны быть досконально прописаны, созданы и установлены банкоматы, считывающие устройства, обеспечены каналы передачи информации и т.д.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я