Привлекаемые финансовые средства


По способу получения дохода облигации делятся:
     ■    на дисконтные — продаваемые инвесторам по цене ниже номи­нала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения;
     ■    на облигации с нулевым купоном — выплаты по ней предпола­гаются по окончании срока займа номинальной стоимостью, т.е.
денежные выплаты до погашения равны нулю. Тогда курсовая стоимость, приведенная к периоду покупки.
     ■    на бессрочные облигации — их специфика — в отсутствии времени их погашения. При выпуске подобных облигаций устанав­ливается годовой доход, получаемый инвестором.
     ■    При различных ситуациях на фондовом рынке и изменении процентной ставки текущая курсовая стоимость будет различной;  на облигации с фиксированной купонной ставкой. Денежный поток в этом случае складывается из одинаковых по годам по­ступлений купонного дохода и номинальной стоимости облигации выплачиваемой в момент погашения.
     ■    На российских фондовых рынках обращаются государственные краткосрочные бескупонные облигации. Однако у них есть существен­ный недостаток — краткосрочность. Поэтому были выпущены обли­гации федерального займа с переменным купоном. Их доходность при­вязана к доходности по государственным краткосрочным облигациям, период обращения один — три года.



     
       Выпущены также облигации государственного займа Российской
Федерации. Эмитентом выступает Министерство финансов РФ. Такие облигации выпускаются сроком на один - два года с регулярной выпла­той дохода по купонам.

Помимо облигаций, выпускаемых правительственными структура­ми, на фондовых рынках Российской Федерации действуют корпора­тивные облигации. Их выпуск интенсивно увеличивается, и этому есть объяснения. Это связано, во-первых, с высокими издержками эмитента по выходу на рынок, во-вторых, с узостью российского рынка, недо­статком инвестиционных ресурсов внутри страны, отсутствием до­стоверной и полной информации.
     Цифры по корпоративным обязательствам свидетельствуют, что внутренние корпоративные облигации составляют 5,2 млрд. долл. (на 20 октября 2003 г.), а в корпоративные еврооблигации вложено 9,4 млрд. долл. Нарастают объемы региональных и муниципальных облигаций. Но для дальнейшего развития рынка ценных бумаг требу­ется выполнять общепринятые требования, в частности: обеспечивать выплаты процентных платежей в указанные сроки, гасить задолжности по окончании срока облигационного займа, долговые обязатель­ства должны быть обеспечены активами фирмы без ущерба для плате­жеспособности.


Особенность эмиссии российских еврооблигаций заключается в пра­вильном выборе инструментов заимствования. Критерии при реше­нии данной проблемы — сроки и доходность заимствования. Для субъектов РФ в настоящее время приемлема прямая эмиссия, и она уже используется такими компаниями, как «Газпром», банками «Рус­ский стандарт», «Траст», «Альфа-банк» и др.


Эмиссия еврооблигаций должна рассматриваться эмитентом не как единичное событие, а как комплексная программа диверсификации внешних источников заемных средств.


Следует отметить, что несмотря на то, что российский финансо­вый рынок в последние годы успешно развивается, у него есть суще­ственные проблемы.


Существует значительный барьер между финансовым рынком и ре­альным сектором. Финансовый рынок пока не выполняет свои пря­мые функции привлекать и перераспределять инвестиционные ресур­сы. По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, емкость финансового рынка к ВВП на конец 2002 г. составила 86,5 %, у развитых стран — 467,7 %, у развивающихся — 204,7 %.


Недостатком российского финансового рынка считается его при­вязка к нефтегазовому сектору. Столь узкая привязка проявляется в том, что при расчете рейтинга товарной системы предприятия неф­тегазового направления составляет 65 %. Рейтинг товарной системы сильно зависит от динамики мировых цен на нефть.




В последние годы происходит сокращение акций в свободном об­ращении, на конец 2003 г. эксперты «Альфа банка» оценивают их долю приблизительно в 28 %, отсюда — перемещение российских инвесто­ров на внешние рынки. Проблемой российского финансового рынка остается наличие узкого круга финансовых инструментов. Выше от­мечалось малое количество востребованных акций, отсутствие ипотеч­ных бумаг, слабое развитие государственных ценных бумаг. Еще хуже обстоит дело с привлечением частных инвесторов. Участниками рос­сийского фондового рынка выступает 0,1 % населения, б Южной Ко­рее - 8,3 %, Японии - 26,5 %, США - 48,2 %.


Проблема привлечения инвесторов, и в том числе физических лиц, связана прежде всего с защитой их интересов. Для повышения уровня защиты интересов инвесторов важное значение имеет система компен­сации гражданам, выступающим в качестве инвесторов на финансовом рынке. Формирование такой системы становится сегодня актуальной задачей.


Другая проблема — снижение затрат в процессе подготовки и реа­лизации проектов по привлечению инвестиций: оптимизация налого­обложения, обеспечение полного комплекса механизма инвестирования связано, поддержка прав и интересов инвесторов. Перечисленные меры активизации рынка ценных бумаг двигаются в правильном на­правлении, что подтверждается растущим доверием отечественных и зарубежных инвесторов.




Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я