Прибыль как результат предпринимательской деятельности


3)    полный учет инфляционных изменений;


4)    использование базовых показателей за предшествующий год;


5)    четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель;


6)    выбор оптимального значения показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль получает значение исходного, целевого по­казателя, на основе которого разворачивается дальнейший процесс планирования.


Расчет базовых показателей за предшествующий год. Базовые по­казатели за предшествующий год — это отчетные показатели, но скорректированные на условиях, действующих к началу планового периода, сопоставимые с ними и освобожденные от случайных фак­торов.


Постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый год. Эти цели должны быть четко сформулированы, согласованы с потреб­ностями рынка и ресурсными ограничениями и в дальнейшем сгруп­пированы в факторы, непосредственно воздействующие на величину прибыли. В качестве исследуемых могут быль следующие факторы:


     увеличение или уменьшение выручки от реализации сравнимой продукции (той, которая выпускалась в базовом году, т.е. из­вестны ее полная себестоимость и объемы выпуска) в сопоста­вимых ценах;


     изменение себестоимости сравнимой продукции;


     выпуск новой, несравнимой продукции;


     изменение цен на продукцию предприятия;


     изменение цен на покупные товарно-материальные ценности;


     изменение оценки основных средств и капитальных вложений;


     изменение оплаты труда в связи с инфляцией;


     изменение прибыли от прочей реализации и внереализацион­ных операций;


     изменение стоимости активов предприятия;


     увеличение или уменьшение собственного капитала предприя­тия.


Эти факторы при необходимости могут быть дополнены или дета­лизированы в соответствии с целями предприятия.


Прогноз индексов инфляции. Предполагаемые индексы инфляции пред­приятие определяет на основе собственной информации о движении цен и неизменности структуры продукции и затрат, поэтому возникает необ­ходимость в постоянном наблюдении и отслеживании подробной инфор­мации. При факторном планировании прибыли рассчитывают следу­ющие индексы инфляции:






     И( — изменение цен для продукции (работ, услуг), производи­мых предприятием;


     И2 — изменение «покупных» цен для ТМЦ, приобретаемых пред­
приятием;


     И3 — изменение стоимости основных средств и капитальных
вложений по балансовой оценке;


   И4 — изменение средней заработной платы в связи с инфляцией.


Расчет плановой прибыли и рентабельности. Выбор оптимального ва­рианта. Одним из преимуществ факторного планирования прибыли по сравнению с методом прямого счета является то, что оно показывает влияние внешних факторов на величину прибыли, однако факторное планирование не учитывает в достаточной степени всех меняющихся условий хозяйствования, а индексы инфляции носят прогнозный, а зна­чит, неточный характер.


Прибыль — важный показатель, однако ее абсолютная величина не может служить критерием для оценки деятельности разных пред­приятий или динамики результатов одного предприятия в разные периоды. Рост прибыли не всегда является следствием усилий пред­принимателя и эффективности экономической деятельности. Это может быть достигнуто за счет монопольного положения на рынке, спекуляции игр, инфляционных процессов и т.д., поэтому наряду с при­былью используется другая экономическая категория — рентабель­ность.


Более объективный показатель — относительная величина прибы­ли, рентабельность, которая применяется в двух модификациях: рен­табельность изделий (продукции) и рентабельность производства.
      Рентабельность изделий  определяется как отношение прибыли, полученной от выпуска (реализации) продукции к ее себестоимости.


Функцию объективного критерия лучше выполняет показатель рентабельности производства Р, характеризующий относительную величину прибыли на единицу используемых основных фондов и нор­мируемых оборотных средств. Рентабельность производства рассмат­ривают в двух аспектах: рентабельность продукции и рентабель­ность предприятия (общая рентабельность)



Общая рентабельность Ро6щ исчисляется как. отношение размера ба­лансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производ­ственных фондов и нормируемых оборотных средств. Рентабельность инвестиций исчисляется как отношение к инвестиционному капиталу: Перечисленные показатели зависят от многих факторов и суще­ственно варьируются по предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.

Однако цель любой коммерческой организации — получение мак­симальной прибыли, что тесно связано с эффективным управлением капиталом.


Показатели рентабельности находятся в тесной зависимости от по­казателей оборачиваемости капитала. Действительно, финансовые ре­зультаты напрямую связаны с тем, насколько быстро средства, вло­женные в активы, превращаются в реальные деньги.




Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я