Контроль качества

На первом, более низком уровне системы управления качеством осуществляется непосредственный контроль качества изготавливаемых изделий с целью выявления бракованных деталей.

Чем раньше обнаружен брак, тем менее значительные потери несет предприятие.

Так, одна и та же бракованная деталь дорогостоящего изделия, обнаруженная непосредственно в момент ее изготовления, может повлечь потери менее доллара, обнаруженная на более поздних стадиях производственного процесса — потери в несколько сот долларов, а обнаруженная непосредственно у потребителя — в десятки "тысяч долларов.

На первом уровне контроля качества в случае ограниченного количества производимых изделий возможен контроль за каждым изделием, в случае массового производства реален лишь выборочный контроль качества производимой продукции.

В этом случае, как уже говорилось выше, целесообразно применение статистических методов контроля, позволяющих своевременно выявить неблагополучную партию деталей.

На втором, более высоком уровне системы управления качеством продукции анализу подлежит стиль работы всей компании по отношению к поставщикам, производимой продукции и к заказчикам .

Использования только методов статистического контроля качества продукции недостаточно. Оно должно подкрепляться соответствующим стилем работы предприятия в целом на всех стадиях производства и реализации продукции, включая послепродажное обслуживание.

Упомянутый выше один из основоположников науки и практики управления качеством Деминг считал, что при эффективном ведении бизнеса заказчик должен получать такое удовлетворение, чтобы у него не оставалось ни малейших сомнений в том, кому можно поручить следующий заказ.

Для этого по общепризнанным критериям качество продукции должно быть высочайшим, а цена — умеренной.

Казалось бы, эти условия несовместимы. Однако, как показывает практика, повышение качества продукции не всегда связано с увеличением ее стоимости.

К повышению качества может приводить:

более тщательный контроль производимой продукции, внедрение более эффективной системы контроля, закупка более качественного (но необязательно более дорогостоящего) сырья, внедрение более совершенной технологии производства и т. д.

К тому же более качественная работа может приводить к снижению себестоимости продукции, поскольку снижение числа бракованных изделий уменьшает потери.

Более высокое качество работы приводит к снижению сбоев в работе и простоев, что ведет к увеличению производительности труда.

Это, в свою очередь, в совокупности с увеличением качества продукции и снижением цены приводит к увеличению числа продаж, завоеванию или расширению рынков сбыта, расширению бизнеса, возникновению новых рабочих мест и т. д.

Таким образом, налицо положительная обратная связь, порождающая лавинообразный процесс, ведущий к укреплению позиций предприятия, увеличению прибылей, более эффективной маркетинговой политике.

Усиление международной конкуренции привело к совершенствованию стратегии управления качеством продукции. Были сформулированы три основополагающих принципа такой стратегии. Приведем их.

1. Принцип "точно вовремя", предполагающий получение материалов и комплектующих, необходимых для производства продукции, точно в назначенное время.

При такой схеме поставки осуществляются, скажем, не раз в неделю, а несколько раз в день. И это оказывается оправданным.

На многих успешно функционирующих фирмах этот принцип вытесняет другие принципы поставки материалов и комплектующих.

2. Принцип "делать правильно с первого раза", предполагающий введение комплексной системы контроля качества.

В соответствии с этой системой контроль качества осуществляется всеми работниками компании на всех стадиях производства продукции. Ответственность за качество вписывается в должностные инструкции каждого работающего. При этом роль централизованного контроля качества снижается, зато повышается роль контроля качества на каждом рабочем месте.

3. Принцип комплексного профилактического обслуживания. Этот принцип предполагает осуществление тщательной профилактики и обслуживания оборудования производственными рабочими с целью предотвращения аварий и поломок.

Прежде такие профилактические работы проводились силами специальных ремонтно-профилактических служб.
Внедрение этого принципа предъявляет повышенные требования к квалификации производственных рабочих.

Тем не менее, как показывает практика эффективно функционирующих предприятий, такой принцип приводит к более ритмичной работе предприятий, к сокращению сбоев и простоев, а значит, к удешевлению производства и повышению качества производимой продукции.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я