Логический инкрементализм: управление процессом создания стратегий

Логика логического инкрементализма

Процесс изменения стратегии в хорошо организованной компании обычно мало напоминает описываемые в литературе рационально-аналитические системы. Напротив, он носит, скорее, фрагментарный, эволюционный и интуитивный характер. Эволюция реальных стратегий происходит параллельно с развитием внутренних решений и внешних событий, которое порождает новые основания для принятия нового широкомасштабного консенсуса относительно дальнейших действий.

Формально-плановый подход

Превалирующий в литературе подход сконцентрирован на факторах, которые должны быть включены в систематический стратегический плановый процесс. В системно-плановом подходе акцент делается преимущественно на количественных факторах, в то время как качественные, организационные и властные остаются в тени. Конечно, системное планирование может внести существенный вклад в общее дело, но для этого оно должно рассматриваться как всего лишь один из строительных блоков в общем потоке определяющих стратегию событий.
Властно-поведенческий подход

Имеется также большой пласт литературы, расширяющей наши представления о структурах со множественными целями, политических методах принятия стратегических решений, значении переговорного процесса, роли коалиций, а также "смешанной" практике, принятой в управлении общественным сектором. Недостаток такого подхода состоит в том, что он, как правило, достаточно далек от процесса выработки стратегии, а также игнорирует вклад аналитических подходов. Кроме того, его приверженцы весьма скупы на практические рекомендации.

Изучение реального процесса перемен

Признавая сильные и слабые места каждого из указанных подходов, мы внимательно изучали и документировали процесс изменения стратегии в десяти крупных организациях. Нам удалось получить несколько важных результатов.

• Ни один из подходов не описывает стратегический процесс в целом в достаточной мере адекватно.

• Эффективные стратегии развиваются инкрементально (т. е. небольшими последовательными шагами) и оппортунистически, как подсистемы организационной деятельности (поглощения, дивестиции (ликвидация производств), реорганизации, даже официально принятые планы), когда отдельные удачные действия складываются в общий эффективный паттерн.

• За этим процессом стоит столь мощная логика, что ее можно самым настоятельным образом рекомендовать для использования в процессах разработки стратегий в крупных компаниях.

• В силу определенных когнитивных и процессуальных ограничений наиболее эффективным подходом является "логический инкрементализм".

• Данный подход коренным образом отличается от обычной "смешанной" практики. Это целенаправленный, эффективный и активный метод менеджмента, позволяющий сочетать в процессе формирования стратегии как аналитические, так и поведенческие аспекты.

Важнейшие моменты стратегии

В литературе доминируют так называемые "жесткие (основанные на "жестких" данных) подходы" к выработке стратегических решений, что не отменяет существования более "мягких" методов эффективного влияния на стратегию.

• Дизайн организационной структуры.

• Особенности принятого в фирме стиля менеджмента.

• Внешние (прежде всего с органами власти) отношения фирмы.

• Вопросы слияний, дивестиции и управления подразделениями.

• Международные позиции и отношения компании.

• Инновационные возможности организации.

• Влияние роста компании на мотивацию персонала.

• Ценности и ожидания изменений и их воздействие на трудовые и профессиональные взаимоотношения в организации.

• Влияющие на организацию технологические перемены.

Высшее руководство обычно выделяет несколько важнейших направлений из приведенного перечня. Некоторые из них могут быть оценены количественно или с использованием финансового анализа. Для проведения стратегических изменений различных типов большинство фирм используют разные подсистемы (но сами подсистемы компаний, как правило, имеют небольшие различия). В конце концов, ни в одном формальном аналитическом процессе невозможно учесть все используемые в плановом подходе стратегические переменные.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я