Идеология и миссионерские организации

Все мы знаем, что 2+2=4. Однако в соответствии с общей теорией систем, опирающейся на понятие синергизма, результат может быть равен и 5 (целое больше суммы частей). По отдельности фотоаппарат со вспышкой и батарейка не более чем куски пластмассы и железа, а вместе (при правильном подсоединении, конечно) они образуют рабочую систему. Аналогичным образом организация является такой рабочей системой, которая позволяет добиться от ее членов гораздо больших результатов, чем если бы каждый из них работал по отдельности более высокое рабочее напряжение, большее творчество, большие объемы выпуска (правда, возможно, что и меньше). Данное обстоятельство может иметь стратегическое значение, и зависит оно оттого, каким именно способом сочетаются между собой части организации. Или же оно может послужить мотивирующим фактором, когда принято говорить, что группа смогла создать у себя соответствующие "настроение" или "атмосферу". Применительно к организациям используются такие термины, как "стиль", "культура" или "характер". Каждый, кому доводилось побывать в коридорах корпорации IBM, мог почувствовать царящую в ней особую атмосферу. А "климат" компании Hewlett-Packard существенно отличен от "погодных условий" Texas Instruments, несмотря на то что организации занимаются близкими видами бизнеса.

Все эти термины используются для того, чтобы описать нечто неосязаемое, но тем не менее весьма реальное, то, что находится как бы поверх всех отдельных частей организации. Мы называем это явление идеологией, под которой понимается система ценностей, убеждений, воззрений по поводу организации, которые разделяются всеми ее членами и отличают ее от других образований. Первостепенный интерес для нас представляет объединяющая способность идеологии: она связывает индивидов в единое целое организации, порождает корпоративный дух (esprit de corps), "осознание миссии" такую интеграцию индивидуальных и организационных целей, которая и выражается в синергетическом эффекте.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я