Процесс наклеивания ярлыков

Для того чтобы разобраться в функционировании профессиональной организации на операционном уровне, мы представим ее в виде набора стандартных программ, т. е. в виде набора умений, которыми профессионалы могут воспользоваться в любой момент, применяемых в стандартизированных ситуациях (или контингенциях). Как отмечал К. Вейк, «проблемы построения и сохранения категорий привели к образованию настоящих научных школ». Данный процесс иногда называют наклеиванием ярлыков (сортировка, классификация, каталогизирование). Перед профессионалом стоят две главные задачи:

1) классифицировать, или «диагностировать», потребности клиента с учетом данной ситуации, т. е. определить необходимость применения того или иного стандарта;

2) применить, или выполнить, необходимую программу.

Например, консультант по менеджменту может предложить клиентам ряд стандартных методик: МВО, MIS, LRP, OD (соответственно управление по целям, информационная система управления, долгосрочное планирование, организационное развитие). Клиенту, нуждающемуся в перестройке информационной системы, необходима MS, а тому, кто хотел бы избавиться от постоянно возникающих между менеджерами конфликтов, OD. Разумеется, такое наклеивание ярлыков в огромной степени упрощает проблему, а кроме того, позволяет профессионалу работать относительно независимо.

Именно в процессе классификации наиболее ярко проявляются фундаментальные различия между механистической, профессиональной и инновационной организациями (тема следующей главы). Механистическая организация это узкоспециализированная, преследующая, как правило, единственную цель, структура. Получив стимул, она начинает выполнять стандартную последовательность программ (похоже на то, как дергается нога человек при ударе по коленке молоточком невропатолога). Никакие оценки не выносятся. В профессиональной организации главной задачей является точная оценка ситуации, но данной конкретной ситуации. Организация ищет стандартную программу, соответствующую заданным обстоятельствам. Совершенно свободная оценка без обращения к алгоритмам, когда для уникальной проблемы требуется творческое решение, задача инновационной организации, которая не ориентируется ни на какие стандартные ситуации или программы.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я