Стратегия как план

Попросите кого-нибудь объяснить, что такое стратегия, и почти наверняка услышите в ответ, что стратегия есть план, некий вид сознательно и намеренно разработанной последовательности действий, путеводная линия (или ряд таких линий), которой придерживаются в конкретной ситуации. У соседского мальчишки своя "стратегия" для того, чтобы перелезть через забор, а у корпорации своя для того, чтобы захватить рынок. Согласно такому пониманию, у стратегии есть две существенные характеристики: она создается заранее, до начала действий; ее разрабатывают сознательно и с определенной целью. Множество различных определений из самых разнообразных сфер лишь подкрепляют эту точку зрения. Например:

• В военной сфере', стратегия имеет дело с "составлением плана военных действий... с проектами отдельных кампаний и внутри нихс решениями, принятыми на основе личных обязательств" .
• В теории игр: стратегия это "сложный план: план, определяющий выбор [игрока] в любой вероятностной ситуации"

• В менеджменте: "стратегияэто унифицированный, исчерпывающий, целостный план, обеспечивающий выполнение основных задач предприятия" .

Как и планы, стратегии могут носить общий или частный характер. Как план стратегия может быть ловким приемом, своего рода "маневром", предпринимаемым с целью перехитрить противника или конкурента. Подросток может перемахнуть через забор, желая заманить обидчика во двор, где того уже поджидает злющий доберман-пинчер. Аналогичным образом корпорация может распространить информацию о разработке планов строительства нового завода для того, чтобы удержать конкурента от инвестиций в расширение мощностей. Реализуемая корпорацией стратегия (как план, т. е. осуществляемое намерение) предполагает исключительно давление на конкурента и не предполагает никакого расширения производства, поэтому и рассматривается как ловкий прием.

Количество публикаций в области стратегического менеджмента, а также о процессах ведения переговоров и заключения сделок, в которых стратегия рассматривается именно в таком ключе, непрерывно возрастает. Внимание фокусируется на наиболее динамичных и конкурентоспособных аспектах. Так, например, одна из глав популярной книги "Конкурентная стратегия" М. Портера (Porter, 1980) называется "Сигналы рынка" (в ней обсуждаются проблемы действенности так называемых "объявленных" ходов, польза "боевой торговой марки" и применение угроз предъявления иска о нарушении антитрестовского законодательства), а другая посвящена "Конкурентным шагам" (включая действия, направленные на получение преимущественного права закупок). Шеллинг посвящает большую часть своей знаменитой книги "Стратегия конфликта" описанию разного рода хитростей и уловок, направленных на то, чтобы обмануть соперников в ходе конкурентной борьбы или при заключении сделок.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я