Стратегия как позиция

Четвертое понимание стратегии стратегия как позиция, а именно соотношение организации с тем, что теоретики любят называть словами "внешняя среда". Согласно такому пониманию, стратегия становится опосредствующей силой, или "посредником", по Хоферу и Шенделю , между организацией и внешней средой. В терминах экологии мы назвали бы это "нишей", а в терминах экономики местом, создающим "ренту" (т. е. "доход, привязанный к определенному пространству" , в менеджменте мы говорили бы об "области" рынка товаров т. е. о месте сосредоточения ресурсов во внешней среде.

Отметим, что данное понимание совместимо с каждым из предыдущих определений по отдельности (и со всеми ними вместе). Так, та или иная позиция может быть предварительно выбрана при составлении плана (или при продумывании уловки) и/или может быть определена как поведенческий паттерн.

В военных стратегиях и теории игр чаще всего используют подход, называемый "игра на двоих", известный также в деловой сфере как "конкуренция лоб в лоб" (где различные хитрости и уловки встречаются особенно часто). Определение стратегии как позиции явно позволяет нам перейти к иному уровню уровню с энным числом игроков. Иными словами, раз можно определить позицию по отношению к одному противнику (подобное происходит в военном сражении), то ее можно рассматривать и в более широком контексте с большим числом участников или просто с учетом рынка или внешней среды в целом. Однако определение стратегии как позиции, как в экономике, так и в других сферах можно заметно расширить, если мы выйдем за пределы ситуации конкуренции. В самом деле, что мешает нам определить "нишу" как позицию, при которой стремятся избежать конкуренции? Тогда мы сможем перейти от определения стратегии, которое дал в 1890е гг. генерал Улисс Грант: "Стратегия это такое использование ресурсов, которое с наибольшей вероятностью ведет к поражению противника", к определению, предложенному профессором Р. Румельтом в 1980х гг.: "Стратегия это создание ситуаций для получения различных видов экономической ренты и нахождение путей их сохранения". То есть стратегия это любая жизнеспособная позиция, вне зависимости оттого, является она конкурентной или нет.

У. Астли и К. Формбрун сделали следующий логический шаг и предложили понятие "коллективной" стратегии, т. е. такой стратегии, которая направлена на установление сотрудничества между разными организациями, даже потенциальными конкурентами (некоторый эквивалент понятию симбиоза в биологии). Подобные стратегии могут возникать различным образом, "от неформальных соглашений и дискуссий до официальных действий, таких, как взаимное вхождение представителей одной компании в руководящий состав другой, организация совместных предприятий и даже слияний" . Если взглянуть на проблему с несколько иной точки зрения, можно назвать их политическими стратегиями, т. е. стратегиями, направленными на устранение формальной конкуренции.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я