Развитие аудиторского контроля

История развития аудита берет свое начало в Великобритании, где в середине XIX века появились первые бухгалтеры-аудиторы. А в 1862 г. в Англии вышел «Закон об обязательном аудите». Во Франции такой закон был издан в 1867 г., в США — в 1937 г.

На территории Российского государства были сделаны три попытки организации независимого финансового контроля: в 1891 г. (институт присяжных счетоводов), в 1907 г. (институт бухгалтеров), в 1924 г. (институт государственных бухгалтеров-экспертов). Все три попытки создания оказались безуспешными, не получив одобрения ни государства, ни общества.

Сегодня независимый финансовый контроль развивается в форме института аудиторства и является неотъемлемым элементом рыночной экономики.

Финансовый аудит представляет собой независимую деятельность уполномоченных на то организаций и специалистов по проведению экспертизы и анализа финансовой отчетности, по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью, по оказанию других видов услуг субъектам хозяйствования по их поручению и за их счет.

Необходимость аудита обусловливается:

■ государственными интересами, а именно, необходимостью охватить финансовым контролем негосударственный сектор экономики. Это позволяет увеличить поступления в бюджет как результат правильного налогообложения, не расходуя при этом государственных средств. Более того, аудиторские организации и аудиторы сами являются налогоплательщиками и участвуют в формировании бюджета;

■ интересами предприятий и организаций всех форм собственности. Предприятия в условиях хозяйственной самостоятельности нуждаются в квалифицированной помощи в организации финансов, бухгалтерского учета, в оптимизации налогообложения, в других услугах, оказываемых аудиторскими фирмами;

■ аудит призван разрешить противоречия между администрацией предприятия, составляющей финансовые
отчеты и способной допустить в ней искажения и неточности, и, с другой стороны, инвесторами, собственниками, различными пользователями финансовой информации, заинтересованными в достоверных данных.

Задачи аудита сходны с задачами государственного контроля: определить достоверность проверяемой информации, соответствие совершенных хозяйственных операций действующему законодательству. В то же время имеются существенные отличия аудита от государственного контроля, осуществляемого в форме ревизии финансово-хозяйственной деятельности:

1) аудиторская деятельность направлена на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на обеспечение его платежеспособности, на предотвращение нарушений законодательства во избежание финансовых и экономических санкций, т. е. на защиту интересов клиентов. Ревизионная деятельность в первую очередь защищает интересы государства, обеспечивает соблюдение субъектами хозяйствования законодательства, нормативных актов с применением к нарушителям различных мер воздействия;

2) связи между проверяющей организацией и объектом контроля при аудите — горизонтальные, добровольные, на договорной основе, при проведении ревизий — вертикальные, в порядке административного назначения;

3) аудиторские услуги оплачивает клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудитор
ского заключения. Ревизии оплачиваются вышестоящим органом или государством;

4) аудитор и ревизор могут проводить проверки выборочным методом. При обнаружении нарушений
аудитор имеет право ограничиться выборочной проверкой и предоставить возможность самому клиенту исправить
ошибки за весь период. Ревизор в данной ситуации должен провести сплошную проверку за весь проверяемый
период для определения размера ущерба, установления виновных лиц;

5) эффективность аудиторской проверки определяется клиентом как соотношение затрат на аудит и результатов аудиторской проверки. Эффективность ревизии определяет соответствующий контролирующий орган.

Количественно эффективность выражается размерами допричислений в бюджет налогов, других поступлений,
величиной восстановленных виновными сумм растрат, хищений, потерь от бесхозяйственности;

6) результаты аудиторской проверки отражаются в аудиторском заключении и рекомендациях для клиента.
По результатам ревизии составляется акт, содержащий организационные выводы, взыскания, обязательные указания, выполнение которых впоследствии контролируется;

7) аудиторы обязаны обеспечить конфиденциальность полученной информации и результатов аудита,
ревизоры имеют право предать их гласности.

В Республике Беларусь аудиторская деятельность регулируется Законом «Об аудиторской деятельности». Законом предусмотрены следующие виды аудиторских услуг:

составление заключений о формировании уставного капитала, о состоянии и достоверности отчетности, о финансовом положении определенных субъектов хозяйствования (участников инвестиционных процессов, участников процессов приватизации, эмитентов ценных бумаг);

услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета, ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и финансовой отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов предприятия, информационному обслуживанию заказчиков, консультированию по вопросам налогового и хозяйственного законодательства.

Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит — независимая форма аудита, внутренний — ведомственная или внутренняя форма контроля субъекта хозяйствования. Внутренний аудит создается по желанию и на условиях субъекта хозяйствования, подконтролен ему.

Аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством, инициативная — по решению предприятий или собственника.

Аудиторская деятельность может осуществляться как предпринимателем (аудитором), осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, так и юридическим лицом (аудиторской организацией). Для занятия аудитом необходимо получить лицензию на этот вид деятельности.

Выдает лицензии, а также осуществляет ряд других функций по координации аудиторской деятельности, методологии аудита Аудиторская палата. Основной целью Аудиторской палаты является содействие развитию независимого профессионального аудита, повышению его эффективности.

Таким образом, становление аудита как самостоятельной организационной формы финансового контроля, как элемента рыночной экономики является объективным процессом. В будущем этот процесс получит свое дальнейшее развитие, для этого имеется объективное основание — взаимная заинтересованность в этой деятельности и государства, и субъектов хозяйствования, и аудиторов. Уровень развития аудита будет свидетельствовать об уровне развития рыночных отношений в стране.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я