Особенности сметного планированиия и финансирования

Большинство учреждений и организаций непроизводственной сферы находятся на бюджетном финансировании.
Сметно-бюджетное финансирование — это метод предоставления средств бюджета хозяйствующим субъектам для организации их деятельности.

Бюджетное финансирование основывается на следующих принципах:

■ финансирование по мере выполнения плана по производственным и оперативно-сетевым показателям. Этот принцип ставит объем предоставляемых бюджетных средств в зависимость от результатов деятельности учреждения. Он обеспечивает соблюдение интересов учреждений и их согласованность с финансовыми возможностями государства. (При выполнении показателей по сети, штатам, контингентам размер бюджетного финансирования автоматически уменьшается);

■ предоставление бюджетных ассигнований в минимально необходимых размерах и в соответствии с установленными нормами и нормативами (имеется в виду, что эффективность использования бюджетных средств, предоставляемых учреждениям и организациям непроизводственной сферы, во многом зависит от установленных норм и их экономической обоснованности). Однако применяемые в настоящее время нормы не обеспечивают достаточно высокой точности в определении затрат на содержание бюджетных учреждений. Это связано с тем, что в условиях инфляции они быстро теряют свою способность отражать реальную потребность в финансовых ресурсах на покрытие тех или иных расходов, а механизм их корректировки не разработан. Поэтому большинство применяемых в настоящее время норм носит расчетный характер и определяется на основе достигнутых показателей. Вместе с тем использование научно обоснованных норм бюджетных расходов имеет не только финансовое, но и народнохозяйственное значение как средство для достижения эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в непроизводственной сфере;

■ финансирование расходов строго по целевому назначению. В соответствии с указанным принципом выделение средств из бюджета осуществляется под конкретные цели и мероприятия.

Основанием для финансирования расходов бюджетных учреждений является смета. Она представляет собой особую форму финансового плана. В настоящее время учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, составляют смету расходов, где отражается односторонний характер отношений с бюджетом, объем бюджетных ассигнований и их распределение по статьям расходов. При наличии в учреждении доходов от хозяйственной или коммерческой деятельности они планируются в самостоятельной приходно-расходной смете и используются в особом порядке.

В смете расходов приводятся общие сведения об учреждении: его наименование, адрес, подразделения бюджетной классификации, тип здания, в котором располагается учреждение, его кубатура, площадь, наличие водопровода и другие сведения. Имеется сводный раздел, где отражается сумма расходов по всем статьям сметы — всего и с разбивкой по кварталам. В качестве самостоятельного существует раздел расчетов к смете, в котором находит обоснование размер затрат по каждой статье расходов сметы.

Сметное финансирование строго регламентирует использование бюджетных средств, дает лишь ограниченные возможности их перераспределения в разрезе определенного круга статей. За расходованием средств бюджета установлен контроль со стороны финансовых органов, осуществляющих финансирование учреждений.

Однако авторитарный бюджетный режим, строгий контроль по каждой статье сметы не только лишают организации всякой хозяйственной самостоятельности, но и порождают иждивенчество, не заинтересовывают в рациональном использовании государственных средств. Действовавший в течение многих лет сметный порядок финансирования организаций непроизводственной сферы, сыгравший в прошлом большую роль в развитии образования, здравоохранения, культуры, вступил в противоречие с новыми задачами по включению отраслей социальной сферы в рыночные отношения. До Недавнего времени хозрасчетные принципы товарно-денежных отношений в этих отраслях были весьма ограничены. Такие категории, как цена, прибыль, премия, практически не применялись. Необходимо было дать возможность непроизводственным организациям вступать в хоздоговорные отношения с любыми предприятиями, организациями, расши-рить в этой сфере товарно-денежные отношения.

Это не означает отказ от бюджетного финансирования, тем более что ряд бесплатных услуг гарантирован населению конституционно. Однако в дальнейшем будет, очевидно, развиваться три вида финансового обеспечения организаций непроизводственной сферы:

1) бюджетное финансирование, при котором государственный бюджет является единственным источником;

2) бюджетно-хозрасчетное финансирование (смешанное), при котором часть затрат покрывается средствами бюджета;

3) хозрасчетное финансирование — осуществляется исключительно за счет собственных средств.

Бюджетное финансирование и в дальнейшем будет играть большую роль в развитии непроизводственных отраслей, но развитие рыночных отношений потребовало коренного изменения в механизме хозяйствования учреждений и организаций непроизводственной сферы.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я