Сущность, содержание и принципы финансового планирования

Планирование и прогнозирование — важнейшие элементы сознательного управления экономическими и социальными процессами. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста отдельных отраслей, звеньев хозяйства, культуры. В условиях существования товарно-денежных отношений, действия финансовых рычагов обязательной составной частью экономического и социального планирования становится финансовое, что обусловлено природой товарного производства (предполагающей движение валового внутреннего продукта в натурально-вещественной и стоимостной форме). Успешное функционирование финансов и активное влияние на общественные процессы во многом зависит от предварительного моделирования движения финансовых ресурсов, формирования, распределения фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования. Такой процесс требует создания комплексной системы взаимоувязанных заданий, показателей, определяющих порядок; применения передовых форм методов мобилизации денежных поступлений.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций, как и результативность многих хозяйственных решений, достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются. Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях). Посредством финансового планирования конкретизируются намечаемые прогнозы, определяются конкретные пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достиже-нию выбранной цели.

Финансовое планирование — это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, иногда отдельные или круг финансовых операций. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

Финансовое планирование следует рассматривать как целенаправленную деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намечаемых затрат и положительных конечных результатов. Финансовое планирование как субъективная деятельность людей только тогда дает положительные результаты, когда базируется на познании объективных закономерностей развития общества, тенденциях движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы, результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций. Первостепенное значение в данном процессе имеет использование прогрессивных методов планирования, оценки решений, многовариантность расчетов на основе новейшей техники, что обеспечивается развитием науки, техники, высокой квалификацией соответствующего аппарата.

Не случайно история возникновения первых элементов финансового планирования уходит в глубь столетий. Становление финансового планирования тесно связано с определенным уровнем развития производительных сил, денежных отношений, усилением роли государства, а также расширением человеческих познаний закономерностей общественных процессов, сущности и назначения денег. Первые попытки правительств отдельных государств (зафиксированные письменно) определить основные виды расходов и источников их покрытия относятся к XVI—XVII векам. Однако они не носили систематический характер, охватывали лишь некоторые доходы и расходы государственной казны. Так, стали составляться разрозненные сметы доходов и расходов на содержание аппарата управления, войска и других мероприятий.

Постепенно объем, методы изъятия и перераспределения государством национального дохода усложняются, растет количество доходов, расходов, соответственно и разрозненных смет. Так возникает объективная потребность их объединения, составления единого финансового плана государства, отражающего движение его финансовых ресурсов, состояние государственной казны в течение определенного периода. В конце XVII века в Англии, а затем в других европейских странах делается попытка составить общую смету доходов и расходов государства, так называемый бюджет.

В России первые сведения об общей смете доходов и расходов государства относятся к 1654 г., однако систематическое составление бюджета начало осуществляться лишь с 1812 г. после образования Министерства финансов. В конце XVII — начале XIX столетия большинство стран уже составляли финансовый план своего государства — государственный бюджет. Что же касается развития финансового планирования и охвата им не только общегосударственных ресурсов, но и средств отдельных регионов, отраслей, ведомств, низовых звеньев хозяйства, то этот процесс начал набирать свои темпы лишь в XX веке. Влияние на процесс развития и содержание финансового планирования и прогнозирования оказывали многие факторы. К ним можно отнести способ и организацию производства, управления экономикой, политику правительства, выдвигаемые приоритеты развития, уровень науки, техники и др.

Широкое распространение финансовое планирование получило в СССР при возникновении и действии социалистической, так называемой плановой системы хозяйствования. Финансовые планы стали первыми планами страны. Так, уже в 1918 г. начал составляться бюджет, который, несмотря на инфляционные процессы, свое несовершенство, высокую дефицитность, в определенной мере давал представление о доходах и расходах государства. В Беларуси в связи с военными действиями первый финансовый план республики — бюджет был разработан лишь в 1921 г. Он также отличался значительным дефицитом, в действительности 02 % всех его расходов пришлось покрыть за счет эмиссии денег.

Становление финансового планирования произошло лишь в период нэпа, когда некоторую свободу получили товарно-денежные отношения, усилилась значимость финансовых стимулов. Прежде всего расширились рамки финансового планирования за счет охвата других объектов хозяйствования. Произошло выделение из общегосударственного бюджета бюджетов республик, местных бюджетов, стали разрабатываться финансовые планы других звеньев финансовой системы (госстраха, социального страхования). В 1026—1927 гг. начали составляться первые отраслевые финансовые планы (промфинпланы предприятий). В 1020—1030 гг. осуществляется попытка разработки сводного финансового баланса страны, дающего более полное представление о финансовых ресурсах всего народного хозяйства.


Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я