Роль государственного бюджета в формировании и использовании финансовых ресурсов государства

В бюджете концентрируется преобладающая часть финансовых ресурсов, что позволяет централизованно направлять их на решение стратегических задач государства. Так, начиная с 60-х годов в бывшем СССР постоянно повышался уровень централизации национального дохода в бюджете: в 1960 г. он составил 52,3 %, в 1970—54,1, в 1980—65,6, в 1985—67,5, в 1990 г.—73,3 %. Следует отметить, что система формирования доходов бюджета при всех ее достоинствах имела существенные недостатки, поскольку высокий уровень централизации не позволял хозяйствующим субъектам принимать самостоятельные решения, связанные с крупными инвестициями. Это явилось одной из основных причин появления и развития кризисных явлений в экономике. Тенденция к высокой централизации финансовых ресурсов и их перераспределению через госбюджет сохраняется и сегодня. Финансы сферы материального производства — исходного звена финансовой системы, где создается национальный доход и чистый доход общества, находятся в кризисном состоянии. Существенное снижение производства приводит к уменьшению размеров денежных доходов, чистого дохода и прибыли и соответственно сокращению доходов в бюджет. Расходная часть бюджета, наоборот, увеличивается за счет появления новых расходных направлений, вызванных переходом к суверенитету республики и рыночным отношениям: необходимостью социальной защиты малоимущих слоев населения, появлением безработицы, необходимостью содержания собственных вооруженных сил, финансирования конверсии, финансовой поддержки сельского хозяйства и т. д. Рост расходов бюджета при сокращении доходной базы приводит к дефициту бюджета, который органы государственной власти пытаются покрыть за счет увеличения старых или введения новых налогов, что порождает потерю интереса хозяйствующих субъектов к эффективной работе. В результате налоговый пресс приводит к еще большему распаду экономики, усугублению кризисных явлений на микроуровне и соответственно сказывается на размерах финансовых ресурсов государства.

Следует отметить, что бюджетный дефицит в развитых странах является частым явлением. Так, с 1950 г. по настоящее время бюджет США был сбалансирован только в течение пяти лет. Ежегодные размеры бюджетного дефицита возрастают и в других развитых странах мира. Дефицит бюджета, выступающий в форме недостатка финансовых ресурсов, следует покрывать традиционными методами, широко используемыми в мировой практике, — посредством выпуска государственных и местных займов, кредитов банка, сокращением расходов на содержание аппарата управления, укреплением доходной базы бюджетов.

В настоящее время имеется ряд новых направлений в бюджетном процессе, обеспечивающих рост финансовых ресурсов. В частности, выделяются бюджетные ассигнования на инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий. Такие инвестиции будут формировать собственность государства или административно-территориальных образований на эквивалентную часть капитала. Это делается для укрепления позиций государства как хозяйствующего субъекта, а также для включения государственных финансов наряду с другими хозяйствующими субъектами (банки, частные вложения, иностранные займы и др.) в механизм рыночных отношений.

Кроме средств бюджета функционируют финансовые ресурсы в форме внебюджетных фондов, имеющих целевое назначение. Регламентация их использования находится в компетенции парламента.

Бюджет через финансовые ресурсы оказывает воздействие на финансирование оптимальных пропорций в процессе финансового обеспечения затрат и стимулирования эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Государственный бюджет обеспечивает прирост общегосударственных интересов, позволяет сосредоточить вложения на первоочередных объектах.

Первостепенно влияние бюджета в поддержании темпов производства, а также в направлении финансовых ресурсов в те отрасли, от которых в данный момент зависит развитие экономики.

Одна из главных задач, решаемых при посредстве бюджета, — концентрация финансовых ресурсов на осуществление целевых комплексных программ как составных частей прогнозов и перспективных планов.

Через бюджет обеспечивается формирование оптимальных рациональных пропорций, т. е. наиболее рациональное территориальное размещение производительных сил.

Бюджет оказывает решающее воздействие на формирование и развитие социально-экономической инфраструктуры, которая в свою очередь влияет и на развитие производства, и на улучшение условий жизни людей. Возрастающие затраты на здравоохранение дают эффект в виде сокращения потерь от временной нетрудоспособности, увеличения продолжительности трудового периода населения. В улучшении медицинского обслуживания населения, развитии народного образования и других отраслей непроизводственной сферы главное — их социальный аспект.

Бюджетные ассигнования участвуют в создании фонда потребления через выделение финансовых ресурсов на повышение заработной платы, увеличение минимальных размеров заработной платы для отдельных категорий населения.

Бюджет является регулятором структуры финансовых ресурсов предприятий, а также регулятором их использования. Через систему налогов и других платежей бюджет оказывает стимулирующее воздействие на развитие производства.

В 1992 г. парламент республики принял Закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве, регулирующий полномочия различных органов власти. В Законе заложены основы принципиально новых взаимоотношений внутри бюджетной системы республики, между республиканскими и местными бюджетами, а также в области перераспределения централизованных финансовых ресурсов внутри системы.

Принят ряд других положений, касающихся денежно-кредитной, ценовой и валютной политики Республики Беларусь и затрагивающих перераспределение финансовых ресурсов. Так, в новых законодательных документах Республики Беларусь, регламентирующих бюджетно-финансовую политику, предусматривается закрепление отдельных видов налогов, сборов и других доходов в местных бюджетах, чем создается постоянная и устойчивая финансовая база для функционирования местных органов власти.

Однако существует проблема, связанная с неравномерностью распределения по территории республики хозяйствующих субъектов. Недостаток у них финансовых ресурсов, необходимых для покрытия финансовых потребностей отдельных административно-территориальных единиц, вынуждает искать доходные источники, которые смогут создать всем органам власти равные условия для удовлетворения важнейших социально-культурных потребностей населения.

Задача всех органов власти на местах состоит в создании новых высокорентабельных предприятий, работающих на местном сырье, которые в свою очередь позволят укрепить доходную базу местных бюджетов и пополнить ее финансовыми ресурсами.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я