Финансовая несостоятельность и банкротство и их государственное регулирование

Процедура банкротства в русском законодательстве в отличие от европейских стран и США не была выработана вплоть до конца XVIII в. Император Павел I в Уставе о банкротах в 1800 г. первый определил все аспекты регулирования неплатежеспособности субъектов гражданских правоотношений.

Банкротом считался, во-первых, тот, кто по своей инициативе заявлял в суде о своей неплатежеспособности; во-вторых, тот, кто объявлял об этом в ответ на требования публичного нотариуса; в-третьих, тот, на кого поступали в суды неоплаченные векселя, контракты, другие обязательства, и кто в течение трех дней не являлся для оплаты, в-четвертых, тот, кто в трехдневный срок являлся в суд, но не мог произвести платежи в течение месяца.

Законом определялось три рода банкротов: «от несчастия» (пострадавший от чрезвычайного происшествия, например, пожара лавки); «от небрежения и пороков» (неосторожный, не следивший за движением товаров, кассой, просто халатный); «от подлога» (злостный, умышленно заявивший о своем банкротстве с целью уменьшения убытков или сокращения требований кредиторов). В отношении каждой из этих категорий предпринимались, разумеется, различные меры воздействия.

Отсрочки банкротам могли быть даны только по воле кредиторов. Долг вполне возможно было переоформить на людей должника, когда они подтверждали свое согласие в суде лично. Если же банкроту не удавалось добиться отсрочки или найти человека, готового за него заплатить, вступал в силу судебный механизм. По решению суда имущество банкрота по месту жительства и по всей империи подлежало опечатыванию. Информационное сообщение о факте банкротства трижды публиковалось в прессе. В действие вступали профессионалы. В прессе публиковалось сообщение о конкурсе-собрании кредиторов. На конкурсе кредиторы избирали из дворян и купцов кураторов для разбора состояния дел банкрота и организации распродажи его имущества, а также последующего распределения полученных сумм между кредиторами.

Нельзя не признать жестких правил, действовавших в Российской империи. Однако именно эта жесткость обеспечивала эффективное функционирование частного предпринимательства, не допуская долговых ситуаций и неплатежей.

Финансовая несостоятельность и банкротство вытекают из кризиса взаимных неплатежей, который охватил белорусскую экономику и стал одним из решающих факторов, дестабилизирующих работу всех отраслей и предприятий и определяющих темпы снижения объемов производства.

Начало перехода Беларуси на рельсы рыночной экономики обусловило необходимость разработки законодательной финансовой основы и задействования практического механизма осуществления банкротств предприятий. Согласно мировому опыту, банкротства — атрибут рыночного хозяйствования.

Понятие «несостоятельность (банкротство)» указывает на неспособность удовлетворения требований кредиторов по оплате товаров (работ и услуг). Отсутствие на расчетном счете денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховых взносов и иных аналогичных сумм, также является признаком несостоятельности предприятия.

Надо отметить, что не во всех случаях наличие кредиторской задолженности свидетельствует о признании предприятия-должника банкротом. Обычно во внимание принимается лишь такая сумма задолженности, которая превышает стоимость имущества должника.

Официально предприятие может считаться банкротом только при наличии решения арбитражного суда либо когда прошло процедуру добровольной ликвидации. Законодательство о банкротстве не ограничивается лишь ликвидационными процедурами. Определенное место в нем отводится процедурам реорганизационным, включа-ющим внешнее управление и санацию (оздоровление). Внешнее управление имуществом должника — это процедура, направленная на продолжение деятельности данного предприятия. Санация предприятия-должника сопровождается оказанием финансовой помощи данному предприятию кредитором или иным лицом. Этот вариант призван обеспечить предприятию возможность нормального функционирования за счет реструктуризации и финансового оздоровления.

Принципиально новым является участие государства в управлении предприятиями-банкротами. В доперестроечный период предприятий-банкротов не было. Были планово-убыточные и низкорентабельные предприятия, продукция которых находила сбыт.

Необходимо четко определить роль государства в судьбе банкротов. Государство должно отдавать приоритет интересам кредиторов. В результате реализации дел о несостоятельности (банкротстве) кредитор должен иметь преимущественную возможность получения средств, которые он вложил в обанкротившееся предприятие.

Для этого необходимо уменьшить влияние органов государственного управления на принятие соответствующих решений о банкротстве, взяв за основу демократический подход: либо хозяйствующие субъекты договариваются о проведении процедур друг с другом, либо обращаются для решения спорных вопросов в арбитражный суд.

Необходимо всеми доступными средствами добиваться сохранения бизнеса на предприятиях, причем методы здесь могут использоваться самые различные: диверсификация, реструктурирование капитала предприятия-долж-ника, выделение нескольких самостоятельных очагов бизнеса и др.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я