Бюджетное устройство

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы — организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав — представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и некоторых других специфических черт конкретного государства. Основными считаются две формы государственного управления: единое — унитарное и федеративное. В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Польша), как правило, имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, Германия, США, Канада и т. п.) — три звена: федеральный бюджет; членов федерации (штатов, кантонов, республик) и местные бюджеты. Разнообразием отличается и система местных бюджетов, отвечающая административно-территориальному делению соответствующей страны.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, так как во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Не случайно в крупной Российской Федерации бюджетная система объединяет множество бюджетов: республиканский (федеральный) бюджет, 21 бюджет республик (входящих в состав России), краевые бюджеты (6 краев), областные бюджеты (49 областей), областной бюджет автономной области, окружные бюджеты 10 автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга и десятки тысяч местных бюджетов нижестоящего уровня.

Бюджетная система Республики Беларусь включает: республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты (областные, городские, районные, сельские и поселковые). Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Единство бюджетной системы направлено на обеспечение единой финансовой политики и базируется прежде всего на общей экономической и политической основе суверенного государства Республики Беларусь. Организационно единство достигается посредством использования единой законодательной базы, бюджетной классификации, а также общих форм бюджетной документации, статистической отчетности. Единство основано и на взаимодействии бюджетов всех уровней через использование регулирующих доходных источников, финансовой поддержки бюджетов нижестоящего уровня для их сбалансирования, а также образования целевых и региональных бюджетных фондов частичного перераспределения.

Однако единство не отрицает самостоятельности отдельных звеньев бюджетной системы, которая стала важнейшим принципом ее построения. Самостоятельность означает, что республиканский и местные бюджеты всех уровней обеспечиваются своими доходами и правом их распределения. Каждый орган власти самостоятельно разрабатывает свой бюджет, утверждает и исполняет его. Установлены четкие права, разграничившие распределение доходных источников и расходов между отдельными видами бюджетов. При этом расходы всех видов бюджетов определяются задачами социально-экономического развития данной территории (региона) и конкретными функциями, компетенцией соответствующего органа власти. Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги, сборы, неналоговые платежи в соответствии с законодательством республики.

Вместе с тем для определения единой бюджетной политики государства, отдельных регионов, выявления определенных тенденций в развитии доходов, расходов государства самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов: района, города, области, республики в целом. На практике такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. По существу он представляет собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административного образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории посредством регулирования доходными источниками. Консолидированный бюджет позволяет всесторонне изучать, а затем совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и повышать эффективность использования бюджетных ресурсов. К консолидированным бюджетам можно отнести бюджет республики, области, района и города, имеющего районное деление и соответственно бюджеты.

Принцип полноты отражает объективную необходимость сосредоточения в бюджете всех доходов и расходов органов государственной власти и управления. В этой связи необходимо определить все денежные поступления, а также размеры и конкретные направления расходов бюджета.

Бюджет должен быть реальным, учитывать конкретную экономическую и политическую ситуацию, тенденции развития производства, общегосударственные потребности. Поэтому его показатели следует обосновывать многовариантными расчетами, учитывать результаты глубокого анализа исполнения бюджетов, финансовых планов ведомств за прошедший период, прогнозные оценки. Мировая практика использует моделирование движения бюджетных ресурсов на текущий год, более длительные периоды, а также их корректировку в течение бюджетного года в связи с изменением конкретных обстоятельств. Принцип реальности достигается прежде всего в процессе разработки отдельных финансовых планов, смет и в целом проекта бюджета соответствующего уровня. Его необходимо учитывать и при финансировании расходов.

уточняя размеры бюджетных ассигнований в связи с изменением оперативных показателей учреждений, предприятий (развертывания сети, наличия контингентов и т. п.). а также при освоении ранее выданных бюджетных средств.

Гласность выступает важным условием соблюдения прав человека, демократических преобразований в стране. Формирование доходов бюджета (прежде всего через налоги, сборы), как и направление бюджетных ресурсов, затрагивает интересы субъектов хозяйствования и всех членов общества. Поэтому они должны быть осведомлены о содержании бюджета, источниках его формирования, порядке изъятия налоговых платежей, а также направлении бюджетных ассигнований. С данной целью проекты бюджетов всех уровней подлежат детальному рассмотрению, обсуждению в органах управления, в специальных комиссиях, на сессиях законодательной власти. Депутаты всех уровней управления могут вносить предложения по изменению отдельных статей доходов и расходов соответствующих бюджетов и утверждают проект бюджета. Подписанный Президентом бюджет Республики Беларусь принимает статус закона и его исполнение становится обязательным для всех участников бюджетного процесса. Закон, как и отчет о его исполнении за предшествующий период, публикуется в печати. Так становится гласным объем доходов и расходов бюджета, его основные источники поступлений, направления расходов на текущий год.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я