Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование

Объективную картину пенсионного обеспечения можно получить по трем показателям: динамике соотношения среднего размера пенсий по старости и средней заработной платы населения с 1991 г.; реальному содержанию пенсий в ценах дореформенного периода и сегодняшнего дня; динамике соотношения минимального размера пенсий и прожиточного минимума.

Базой отсчета 1991 год принят потому, что к началу 90-х гг. страна была поставлена перед необходимостью реформирования пенсионной системы. Уровень пенсий (максимальный их размер в течение 35 лет составлял 120 р.) существенно отставал от темпов роста заработной платы. Соотношение между средней пенсией и средней заработной платой за 90-е гг. уменьшилось с 60 % до 38 %. Соотношение между темпами роста заработной платы и пенсий в настоящее время составляет 35 %, тогда как в экономически развитых странах 75 %.

Другой показатель, отражающий уровень пенсионного обеспечения, — реальная покупательская способность пенсий также свидетельствует о неудовлетворительном состоянии пенсионного обеспечения. За период реформ он упал не менее чем в 5 раз. Свыше 80 % пенсионеров получают пенсию в размере 1—1,5 минимума. Каждый девятый пенсионер получает минимальную пенсию.

Причина такого положения кроется в несовершенстве пенсионного обеспечения, где в первую очередь проявляется слабая связь пенсии с трудовым вкладом. В результате введения компенсационных выплат вместо индексации стала четко проявляться тенденция уравнивания пенсионного обеспечения.

Главной задачей совершенствования пенсионного обеспечения является постепенное приближение средней пенсии к средней заработной плате.

Этот процесс может быть осуществлен в благоприятной ситуации, так как в 1990—2000-х гг. пенсионерами становятся лица, родившиеся в годы Великой Отечественной войны.

Повышение уровня пенсионного обеспечения нужно осуществлять путем совершенствования системы пенсионного обеспечения как государственного обязательного, так и негосударственного добровольного.

Особенностями системы государственного социального страхования являются неперсонифицированный характер взносов (они не накапливаются, а расходуются сразу на выплату пенсий) и их косвенный характер (взносы в специальный фонд в большей степени осуществляют работодатели и в меньшей степени — физические лица, их взносы равны 1 % от заработной платы). Пенсии оплачиваются современным поколением экономически активного населения.

Такую концепцию пенсионного обеспечения некоторые называют прогрессивной и считают, что ломать ее не нужно, следует лишь усовершенствовать установленный законом размер пенсии в зависимости от заработка и стажа. Другие полагают, что следует обратить внимание на недобор фонда на выплату пенсий и его причины (уклонение от уплаты взносов, кризис неплатежей, выдача работникам заработной платы натурой, рост безработицы, спад производства). До 1995 года перечисленным недостаткам способствовала и обособленность органов, аккумулирующих средства (фонд социальной защиты) и назначающих пенсии (Министерство социального обеспечения).

Спад производства, неплатежи, несовершенство законодательной базы усложняют движение взносов по социальному страхованию к потребителю. Однако следует изменить и порядок распределения страховых взносов. Сегодня они идут на выплату пенсий, пособий, величина, интенсивность и равномерность которых далеко не равнозначны. Нужно разграничить распределение взносов по социальному страхованию по видам (пенсионное, больничное и т. д.), что уже делается в России.

Важной проблемой в пенсионном обеспечении является многие годы дискутируемый вопрос о негосударственных пенсионных фондах (НПФ). В отличие от законодательно регламентированных государственных обязательных норм пенсионного обеспечения негосударственное пенсионное обеспечение основано на добровольном участии части членов общества. Государственная пенсия — не мера того, что заработано за трудовую жизнь, а то, что человеку дали на старость, на ее размер влияние интенсивности труда работника и его качества весьма незначительное. Дополнительно же пенсию человек формирует себе сам.

Необходимость развития дополнительного пенсионного страхования обусловлена изменениями в экономике и демографической ситуации. Так, спад производства и снижение рождаемости потребуют или увеличивать тарифы страховых взносов в ФСЗН, или финансировать часть выплат пенсий за счет бюджета. Сегодня в Беларуси на девять работающих приходится пять пенсионеров и их численность составляет в настоящее время 22,7 % от всего населения1. Значительно изменилось и соотношение пенсий со средней заработной платой: если раньше пенсия составляла 80 % от заработной платы, то теперь — 20—30 %.

Внедрение дополнительного пенсионного страхования позволяет в этом случае ослабить финансовую напряженность и улучшить психологическую обстановку, создав уверенность у потенциальных пенсионеров в достаточности своего обеспечения при достижении пенсионного возраста. Это же создаст побудительный мотив повышению эффективности своего труда для изыскания возможности обеспечения достойной старости с помощью накопительного страхования.

Эффективность дополнительного пенсионного страхования доказана опытом развитых стран, где политика пенсионного обеспечения ведется в двух направлениях: гарантированное обеспечение всеобщей минимальной трудовой пенсии и поддержка малоимущих слоев населения; расширение возможностей граждан в самообеспечении своей старости через дополнительное накопительное страхование. Такое сочетание государственной гарантии и частной инициативы позволяет поддерживать высокий социальный уровень.

Принцип деятельности негосударственных пенсионных фондов состоит в добровольном отчислении страховых взносов на накопительное пенсионное страхование как самими работниками, так и работодателями. Все страховые взносы перечисляются на персональные страховые счета. Денежные средства инвестируются в надежные объекты, прибыль от которых зачисляется на эти же персональные счета пропорционально находящимся иа них средствам. При достижении пенсионного возраста сумма средств, накопленных на счету клиентов, является базой для определения размера дополнительной пенсии.

Число пенсионеров, получающих негосударственные пенсии, составляет 70 % от всех пенсионеров в Западной Европе.

Доля дополнительной пенсии в пенсионном доходе составляет 15—16 % в Италии, 35—40 % во Франции, 75 % в США.
Внедряя дополнительное пенсионное страхование, следует учитывать, во-первых, что нынешние пенсионеры и те, кто в течение ближайших 5—10 лет выйдут на пенсию, уже не могут сотрудничать с НПФ. Во-вторых, принцип накопительности требует эффективного инвестирования в целях спасения от инфляции, а эта сфера, как известно, у нас пока еще очень узка. В-третьих, он пригоден сейчас для элитарной части населения. Эти недостатки не повлияли на зарождение дополнительного пенсионного страхования в Беларуси. Уже создано два НПФ. Для укрепления обязательного государственного социального страхования нужно ужесточить режим сборов, сформировать информационные системы с присвоением каждому потенциальному пенсионеру страхового номера, чтобы было известно о степени его трудовой активности. Эта персонификация, т. е. своеобразный банк данных, избавит от необходимости ведения трудовых книжек, нацелит каждого много и хорошо работать. Далее необходимо обеспечить более глубокое обоснование тарифов по страховым взносам, дифференцируя их от условий труда (страховые взносы для работодателя, не обеспечивающего должную охрану труда и улучшение дела с неблагоприятными условиями, должны быть более высокими).

Для расширения дополнительного пенсионного страхования следует обеспечить льготный налоговый режим для страхователей и работодателей при условии заключения договора на срок не менее 5 лет в пределах 10—15 % зарплаты, подлежащей налогообложению.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я