Единый социальный налог

Единый социальный налог (ЕСН), введенный в действие с 1 января 2001 г., призван мобилизовать средства для реализации конституционного права граждан Российской Федерации на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также на медицинскую помощь. Он заменяет собой совокупность действовавших ранее взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости.
Введение ЕСН предусматривало:

■ единую налоговую базу для определения налога, суммы которого подлежат зачислению в соответствующие социальные внебюджетные фонды;
■ сохранение государственных внебюджетных социальных фондов (платежи в фонд занятости отменены, деятельность фонда финансируется из федерального бюджета);
■ снижение платежей, перечисляемых в фонды (тариф снизился с 38,5 до 35,6% от налоговой базы) с применением регрессивной шкалы налогообложения.

В настоящее время порядок исчисления и уплаты ЕСН регулируется положениями главы 24 НК РФ.

Плательщики ЕСН подразделяются на две категории (ст. 235 НК РФ):

■ лица, производящие выплаты физическим лицам:
организации, индивидуальные предприниматели,
физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
■ индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, то он признается отдельным плательщиком по каждому основанию. Например, индивидуальный предприниматель для выполнения работ привлек физических лиц по трудовому договору. Он должен будет уплатить налог с выплат и вознаграждений, начисленных им наемным работникам, а также с собственных доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Для плательщиков первой категории — организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, — объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Для плательщиков, относящихся ко второй категории, объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров о переходе права собственности или имущественных прав, а также договоров, связанных с передачей имущества во временное пользование. Законодательством также предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения, произведенные в пользу физических лиц организациями, если такие выплаты не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, а у индивидуальных предпринимателей — не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (п. 3 ст. 236 НК РФ). Рассмотрим примеры подобных выплат: суммы начисленных дивидендов, стоимость безвозмездно переданного имущества, премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения, суммы материальной помощи, предоставленной для улучшения жилищных условий и иных социальных потребностей, единовременные пособия, начисленные уходящим на пенсию ветеранам труда, оплата проезда к месту работы и обратно и т.д. Если трудовым договором будет предусмотрен определенный перечень выплат в пользу работников организации, то они будут входить в расходы при налогообложении прибыли и, следовательно, будут являться объектом налогообложения при исчислении ЕСН.

Согласно ст. 237 НК РФ налоговая база плательщиков первой группы определяется как сумма указанных выше выплат и вознаграждений, начисленных за налоговый период. При этом учитываются любые доходы, в какой бы форме — денежной или натуральной — они не были начислены. Например, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Так, если работодатель производит оплату стоимости путевки за работника, то ее стоимость подлежит налогообложению. Необходимо также учитывать, что выплаты, произведенные в натуральной форме в виде товаров, пересчитываются при расчете налоговой базы исходя из рыночных цен этих товаров на день их выплаты.

Например, работнику произведены выплаты в виде строительных материалов — кирпич в количестве 2000 штук. Определяется рыночная цена товара — 2500 руб. за 1000 штук. Облагаемая база составит 5000 руб. (2500 руб. х 2).

Лица, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, налоговая база равна сумме доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период от предпринимательской либо профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей, определяется в порядке, аналогичном порядку признания расходов, установленного при исчислении налога на прибыль. При невозможности установления этих расходов на основании документов они определяются расчетным путем исходя из нормативных затрат в процентах к сумме начисленного дохода (ст. 221 НК РФ). Например, при создании литературных произведений норматив затрат равен 20%, музыкальных — 40%, видео-, теле- и кинофильмов — 30%.

В налогооблагаемую базу не включаются (ст. 238 НК РФ): м все виды установленных законодательством компенсационных выплат:

■ все виды государственных пособий, которые регламентированы актами федерального законодательства, законодательными актами субъектов Российской Федерации либо решениями представительных органов местного самоуправления. Пособия в Российской Федерации являются одной из форм социальной помощи и определяются как регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или средств бюджетов всех уровней. К государственным пособи
ям относятся выплаты за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов и ассигнований в эти фонды из федерального бюджета, например, трудовые пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособие по безработице;
м единовременная материальная помощь, оказанная в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения материального ущерба, причиненного физическим лицам, а также лицам, пострадавшим от террористических актов;
■ единовременная материальная помощь членам семьи умершего работника;
■ суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными
комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность, которая избирается посредством прямых выборов по всем уровням власти;
■ стоимость проезда работников и членов их семей к месту про ведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком, лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
■ стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
■ стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;
■ иные виды выплат в соответствии с установленным законодательством перечнем.
От уплаты налога освобождаются (ст. 239 НК РФ): ш организации — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. Правомерность использования этой льготы подтверждается при представлении в составе расчета по авансовым платежам и налоговой декларации по ЕСН списка работающих инвалидов;
■ каждый работник общественных организаций инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, учреждений, созданных для проведения культурно-оздоровительных мероприятий и иной помощи инвалидам, если выплаты не превышают 100 000 руб.
Налоговым периодом признается календарный год, отчетными — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 240 НК РФ).

Ставки налога определены законодательством (ст. 241 НК РФ) и зависят от категории плательщика и величины выплат с начала года на каждого работника. На данный момент применяются шесть видов регрессивных шкал ЕСН.

Рассмотрим на примерах, как зависит величина ставки налога от категории плательщика. При выплате на каждого работника до 280 000 руб. ставки налога составляют:

■ для работодателей-организаций (за исключением занятых в производстве сельскохозяйственной продукции), индивидуальных предпринимателей и физических лиц, производящих выплаты наемным работникам — 26% (в том числе в федеральный бюджет — 20%, в ФСС РФ -3,2%, в ФОМС - 2,8%);
■ для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых (семейных) общин мало численных народов Севера и крестьянских (фермерских) хозяйств, производящих выплаты наемным работникам — 20% (в том числе
в федеральный бюджет - 15,8%, в ФСС РФ - 1,9%, в ФОМС - 2,3%);
■ для налогоплательщиков, не являющихся работодателями, но осуществляющих предпринимательскую деятельность (за исключением адвокатов, оказывающих в соответствии с действующим законодательством бесплатные услуги физическим лицам) — 10,0% (в том числе в федеральный бюджет — 7,3%, в ФОМС — 2,7%);
■ для адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь — 8,0% (в том числе в федеральный бюджет — 5,3%, в ФОМС — 2,7%).

До 1 января 2005 г. при применении регрессивной шкалы действовало условие регрессии: на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника должна составлять не менее 2500 руб., умноженных на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде. Отмена этого условия дает возможность налогоплательщикам более эффективно использовать регрессивную шкалу налогообложения и должно способствовать выведению доходов высокооплачиваемых работников из теневой экономики.

С 1 января 2006 г. введена особая шкала для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории этой зоны. Ими уплата ЕСН будет производиться только в федеральный бюджет по следующим ставкам:

ш до 280 000 руб. - 14%;
■ от 280 001 руб. до 600 000 руб. - 39 200 рублей + 5,6% от суммы, превышающей 280 000 руб.;
■ свыше 600 000 руб. — 57 120 руб. + 2% от суммы, превышающей 600 000 руб.

Порядок исчисления и уплаты налога регламентированы положениями ст. 243—245 НК РФ. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком по каждому работнику отдельно и определяется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки (отдельно в отношении каждого фонда).

С 1 января 2003 г. отменены особенности налогообложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан, т.е. налогообложение данной категории граждан должно производиться в общеустановленном порядке.

Это связано с введением в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России, вне зависимости от того,начисляются ли выплаты в пользу иностранных или российских граждан, за границей или на территории России, обязаны уплачивать ЕСН. Обязанность по уплате налога исполняется в рублях, однако иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. В случае если выплата заработной платы сотруднику — иностранному гражданину производится в иностранной валюте, а уплата налога производится в рублях, то следует использовать курс данной валюты на день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее перечисленных сумм.

Уплачиваются авансовые платежи в срок не позднее 15-го числа следующего месяца.

По окончании отчетного периода налогоплательщик представляет в налоговые органы по месту постановки на учет расчет по ЕСН не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Налоговая декларация представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Законодательством определены особенности уплаты авансовых платежей индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат в пользу физических лиц (ст. 244 НК РФ). Платежи осуществляются в следующие сроки:

■ за период с января по июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
■ за период с июля по сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере '/, годовой суммы авансовых платежей;
■ за период с октября по декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате предпринимателем на текущий налоговый период, производится налоговыми органами исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий период и ставок налога. По итогам налогового периода предприниматель самостоятельно исчисляет величину ЕСН исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и соответствующих ставок. По окончании налогового периода индивидуальный предприниматель представляет в налоговые органы декларацию, в которой отражается фактическая налоговая база по ЕСН и исчисленная сумма налога. Если сумма авансовых платежей превышает сумму исчисленного налога, то налогоплательщику будет произведен возврат излишне уплаченной суммы, а если сумма авансовых платежей ниже суммы исчисленного налога, то налогоплательщик обязан будет доплатить эту разницу.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я