Основные понятия управления

Во-вторых, на этапе анализа собственно управленческие решения не принимаются. Однако если бы их принятие на последующих этапах не основывалось на результатах аналитической работы, это выглядело бы как нонсенс и на самом деле было бы грубым нарушением элементарных основ управления. Анализ — это предварительное, подготовительное и необходимое звено содержания управления. Не принимаются управленческие решения и в ходе контроля, однако такие решения обязательно приходится принимать по его результатам. В этом смысле контроль также является хотя и весьма важным, но вспомогательным звеном содержания управления (ем. также главу 14). Таким образом, собственно управленческие действия имеют место в ходе Планирования и оперативного управления, однако они были бы невозможны или некачественны без адекватного учета рекомендаций, вытекающих из анализа и контроля выполнения ранее принятых решений.

В-третьих, регулирование (оперативное управление) имеет собственную структуру, которая включает:

1) организационную деятельность («организацию») — распределение и координацию трудовых функций, формирование (переформирование) необходимых оргструктур, поскольку такая работа ведется в оперативном, текущем режиме (наиболее важные решения в этой части принимаются на этапе планирования); значение данной работы состоит в том, что она обеспечивает чрезвычайно важное условие, без которого объект управления вообще не будет поддаваться управлению, — упорядоченность элементов, из которых он состоит, включая их оправданную соподчиненность (субординацию), причем не просто упорядоченность на основе случайного принципа, а такую, которая наиболее полно отвечает предназначению, интересам и иным условиям данной конкретной организации;

2) собственно регулирование (оперативное управление) — принятие текущих управленческих решений с целью адекватной реализации утвержденных планов (программ, заданий и т.п.) функционирования и развития организации и ее подразделений,
недопущения нежелательных отклонений от принятых в организации режимов и необходимых (запланированных) результирующих качественных и количественных параметров функционирования. Иногда в этот ряд включают также процессы, отражаемые понятиями «активизация» и «координация», что, однако, спорно по сути.

В-четвертых, регулирование и контроль обычно имеют внутренний и внешний слои. Внутренние регулирование и контроль осуществляются силами самой организации; внешнее регулирование — государственными органами, внешний контроль — государственными органами (надзор), аудиторскими фирмами (аудиторами), кредиторами организации и др.

Обратимся теперь к технологическому (процессуальному) аспекту управления. Выяснить технологию управления — значит ответить на вопрос: как именно осуществляется управление, т.е. раскрыть механизм управления.

Качественный механизм управления — это обоснованная, внутренне согласованная и комплексно применяемая совокупность средств (инструментов, рычагов, методов и т.д.), посредством которых органы и лица, принимающие управленческие решения, воздействуют на объект управления.

В данном случае анализ, планирование, регулирование (оперативное управление) и контроль рассматриваются в их технологическом разрезе, именно с точки зрения того, как конкретно в данной организации понимается, на каких научных и методических началах организовано, в рамках каких процедур проводятся анализ и планирование, ведутся регулирование и контроль, т.е. как более или менее совершенные, отличающиеся от организации к организации «рукотворные» средства, качество которых едва ли не целиком зависит от профессионализма их сотрудников.

Принципы управления используются как качественные ограничения или ориентиры, которыми необходимо руководствоваться как при определении перспектив, так и в повседневной жизни организации. Среди принципов управления, общих для любых организаций, можно отметить:

• направленность на достижение конкретных целей;

• ориентированность на создание атмосферы и условий заинтересованности сотрудников в достижении необходимых результатов (принцип активизации);

• соответствие целей (результатов) и средств;

• комплексность процесса;

• гибкость организационных структур.

Строгого и общепринятого определения понятия метод управления не существует. Применительно к управлению под методом обычно понимается прием или способ воздействия на объект (способ применения тех или иных средств управления), а тем самым — прием или способ достижения цели, путь решения проблемы. Нет пока и строгой, выстроенной по единому критерию, классификации методов управления; вместо этого используется одновременно несколько критериев (табл. 2.1). Но для целей практического управления важно подчеркнуть, что все существующие методы находятся в тесном взаимодействии, образуя единую систему. Это означает, что они должны применяться в комплексе — как взаимодополняющие и не противопоставляемые друг другу приемы.

Важное значение для создания качественного механизма управления имеют способы принятия управленческих решений, доведения этих решений до исполнителей, реализации и контроля исполнения. Эти способы составляют замкнутую цепочку управленческого цикла: определение цели -» анализ информации -» выбор вариантов и принятие решений -> доведение решения до исполнителей -» реализация решения и контроль выполнения -» получение информации -> определение цели и т.д.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я