Стили управления



В прежних изданиях нашего учебника глава "Стили управления" отсутствовала. Ее появление призвано отчасти восполнить имевшиеся пробелы, а отчасти подчеркнуть возрастающее внимание исследователей к "мягким" аспектам менеджмента в противовес "жестким" структурным и системным его сторонам.

В статье Патриции Питчер из монреальской Высшей школы коммерции на основе результатов исследования развития одного крупного финансового учреждения рассматриваются различные стили управления, которых придерживаются современные менеджеры. Автор противопоставляет "художников", "ремесленников" и "технократов" или, если хотите, мечтателей, симпатичных лидеров и системных аналитиков. Как вы убедитесь, П. Питчер не испытывает особых симпатий к "технократам" и уверена, что будущее современных организаций за "художниками" и "ремесленниками".

Статья Питера Сенге из Слоуновской школы менеджмента Массачусетского технологического института основывается на его весьма популярной книге "Пятая дисциплина", в которой "новой задачей лидера" провозглашается построение обучающейся организации. Умение обучаться рассматривается П. Сенге как основной источник конкурентоспособности компании. Автор выдвигает тезис о том, что основная задача стратега состоит в создании условий для организационного обучения. Вслед за Г. Хэмелом и К. Прахаладом П. Сенге воспринимает долгосрочное видение как основной источник организационного напряжения, "подпитывающего" энергию процесса обучения компании. Менеджер такой организации должен быть одновременно дизайнером, учителем и управляющим, а чтобы справиться со встающими перед исполнителем этих ролей задачами, он должен обладать целым рядом навыков и способностей, которые П. Сенге и рассматривает в своей статье. Кроме того, в ней подчеркивается важность системного мышления. В конце концов "новый лидер" П. Сенге мало, чем отличается от "ремесленника" П. Питчер (обратите внимание на заключающую статью цитату едва ли речь идет о "технократе" или "художнике"). Нам представляется, что в данном случае "ремесленничество" облекается плотью и получает весьма любопытное прочтение.

Третья статья принадлежит перу Леонарда Сейлса, отдавшего много лет работе в Бизнесшколе Колумбийского университета. В центре внимания автора находится такая часто недооцениваемая, но весьма важная для любой организации фигура, как менеджер среднего звена. Л. Сейлс отмечает, что если организация стремится не только "делать правильные вещи", но и "поступать правильно" (с точки зрения стратегического менеджмента), она никогда не должна забывать о среднем звене управления. Пожалуй, Л. Сейлсу более близок образ лидерасозидателя, но он в противовес П. Питчер и П. Сенге, которые уделяют основное внимание обычным сотрудникам, подчеркивает роль действия в управлении. И поскольку многие из вас, прежде чем попадут в высшее звено, немало времени проведут в срединной части организации, вам следует внимательно ознакомиться с предлагаемым материалом, подготовленным исследователем, который значительную часть своего рабочего времени посвятил изучению деятельности представителей организационной "золотой середины".


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я