Формы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий

С учетом рассмотренных целей и принципов государственного регулирования финансовой деятельности предприятий строится процесс этого регулирования различными государственными органами, обеспечивается должная координация и взаимосвязь отдельных нормативно-правовых актов в этой сфере, принимаемых на различных уровнях государственного управления. Процесс государственного регулирования финансовой деятельности предприятий включает:

1. Создание необходимой нормативной базы, регулирующей основные формы и виды финансовой деятельности предприятий на современном этапе развития рыночных отношений и адекватной уровню развития экономики страны.

2. Формирование нормативных требований к унификации параметров в отдельных используемых предприятиями финансовых инструментов и регламентация правил ведения операций с ними.

3. Формирование определенной системы требований к созданию и деятельности финансовых институтов, обслуживающих финансовую деятельность предприятий,
и лицензированию различных видов этих институтов.

4. Формирование действенной системы экономических стимулов к использованию в практике финансовой деятельности предприятий наиболее эффективных с позиций общеэкономического развития страны направлений и форм этой деятельности, прогрессивных видов финансовых инструментов.

5. Создание действенной системы финансовых ииных санкций за нарушение предприятиями установленных правовых норм осуществления финансовой деятельности.

6. Регламентирование систем и форм контроля за соблюдением предприятиями установленных государственными органами правовых норм осуществления финансовой деятельности.

Процесс государственного регулирования финансовой деятельности предприятий носит многоуровневый характер, определяемый полномочиями отдельных государственных органов, приоритетом принимаемых ими нормативных актов. Отдельные нормативные требования по регламентации различных аспектов финансовой деятельности предприятий устанавливаются законами Верховного Совета страны, указами президента, постановлениями правительства, приказами и инструктивными письмами отдельных министерств и ведомств, на которые возложено государственное регулирование в этой сфере.

Современное финансовое право, регулирующее соответствующую деятельность предприятий, насчитывает свыше тысячи законодательных и иных нормативных актов, хотя по мнению специалистов ими не охвачены еще многие аспекты этой деятельности. Эти акты носят иногда взаимоисключающий характер, подвержены частой разных уровней и взносов в государственные целевые фонды, которые уплачиваются в установленном порядке. Система налогообложения дифференцируется по отдельным уровням, а также по источникам уплаты налогов (последняя дифференциация налогов особенно важна для управления финансовой деятельностью предприятия). Так, по источникам уплаты налоги, сборы и другие обязательные платежи делятся на три группы:

1) налоги и сборы, включаемые в цену продукции;

2) налоги, сборы и другие обязательные платежи, относимые на себестоимость продукции;

3) налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые за счет прибыли предприятия.

Учитывая, что эта группа налоговых платежей играет определяющую роль в механизме финансового управления предприятием, рассмотрим ее более подробно.

В группе налоговых платежей, включаемых в цену продукции, главное место занимают:

• налог на добавленную стоимость. Он является частью вновь созданной предприятием стоимости продукции в процессе ее реализации покупателям. Базой его
исчисления является объем реализации продукции предприятия (за отдельным изъятием предусмотренных сумм);

• акцизный сбор. Он является непрямым налогом на высокорентабельные и монопольные товары, который включается в состав их цены. Промышленные предприятия уплачивают этот налог при производстве подакцизных товаров, а торговые предприятия — при их импорте. Перечень товаров, на которые устанавливается акцизный сбор, и его ставки подлежат законодательному утверждению;

• таможенные пошлины. Товары, ввозимые на территорию страны и реализуемые в ней, подлежат обложению по единым таможенным тарифам, дифференцированным по видам товаров, группам стран и т.п. Эти ставки являются едиными для всех субъектов внешнеэкономической деятельности.

В группе налогов, сборов и других обязательных платежей, относимых на себестоимость продукции, основное место занимают следующие их виды:

• отчисления на обязательное социальное страхование;

• отчисления на обязательное пенсионное страхование;

• отчисления на обязательное медицинское страхование;

• отчисления для осуществления мероприятий поликвидации последствий Чернобыльской катастрофы;

• отчисления в фонд содействия занятости населения.

Так как эти налоги и сборы в составе себестоимости входят в цену продукции, они также возмещаются предприятию в процессе ее реализации.

В группе налогов и других обязательных платежей, уплачиваемых за счет прибыли, главное место принадлежит налогу на прибыль. Ряд более мелких налоговых платежей не оказывают столь весомого влияния на разницу между балансовой и чистой прибылью предприятия.

Система налогового регулирования существенным образом влияет на уровень доходности и риска отдельных направлений финансовой деятельности предприятия и осуществляемых им финансовых операций.

4. Регулирование порядка и форм амортизации основных средств и нематериальных активов. Так как амортизационные отчисления являются одним из важнейших внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, это регулирование существенным образом влияет на состав этих ресурсов и инвестиционные возможности субъектов хозяйствования. Основу такого регулирования составляют утвержденные формы амортизации различных видов внеоборотных активов и ее нормы. Амортизация основных средств разрешена в настоящее время в двух основных формах — прямолинейной и ускоренной (последняя может быть применена лишь по активной части основных средств — машинам и оборудованию, используемым в операционном процессе) с жестким регламентированием норм списания по каждой из них. Что касается нематериальных активов, то нормы их списания предприятия устанавливают
самостоятельно в пределах до 10 лет.

5. Регулирование кредитных операций. В процессе кредитных отношений с партнерами предприятие может выступать как в роли кредитора (при предоставлении коммерческого или потребительского кредита покупателям своей продукции), так и в роли заемщика (припривлечении финансового или товарного кредита). Действующие корректировке принципиальных положений и норм, но тем не менее в целом они создают достаточно обширную основу государственного регламентирования различных аспектов финансовой деятельности предприятий.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я