Управление привлечением банковского кредита

Многообразие видов и условий привлечения банковского кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности в этом виде заемных финансовых средств. В этом случае цели и политика привлечения заемного капитала конкретизируются с учетом особенностей банковского кредитования, выделяясь при необходимости в самостоятельный вид финансовой политики предприятия.

Политика привлечения банковского кредита представляет собой часть общей политики привлечения заемных средств, конкретизирующей условия привлечения, использования и обслуживания банковского кредита.

Разработка политики привлечения банковского кредита осуществляется по следующим основным этапам.

1. Определение целей использования привлекаемого
банковского кредита. Так как различные виды банковско
го кредита в полной мере могут удовлетворить весь спектр
потребностей предприятия в заемных средствах (в этом
проявляется универсальность банковского кредита), цели
его использования вытекают из общих целей привлече
ния заемного капитала, рассмотренных ранее.

2. Оценка собственной кредитоспособности. Разраба
тываемая предприятием политика привлечения банков
ского кредита должна корреспондировать по основным
своим параметрам с соответствующими параметрами кре
дитной политики банков. В составе параметров кредит
ной политики банков одно из основных мест принадле
жит оценке уровня кредитоспособности заемщиков,
определяющего дифференциацию условий кредитования
клиентов. Для того, чтобы предприятие могло определить базу переговоров с банками об условиях кредитования, оно должно предварительно оценить уровень своей кредитоспособности .

В современной банковской практике оценка уровня кредитоспособности заемщиков при дифференциации условий их кредитования исходит из двух основных критериев: 1) уровня финансового состояния предприятия; 2) характера погашения предприятием ранее полученных им кредитов — как процентов по ним, так и основного долга.

Уровень финансового состояния предприятия оценивается системой ранее рассмотренных финансовых коэффициентов, среди которых основное внимание уделяется коэффициентам платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности.

Характер погашения заемщиком ранее полученных кредитов предусматривает три уровня оценки:

• хороший, если задолженность'по кредиту и про
центы по нему выплачиваются в установленные сроки,
а также при пролонгации кредита не более одного раза
на срок не выше 90 дней;

• слабым, если просроченная задолженность по кредиту и процентов по нему составляет не более 90 дней,
а также при пролонгации кредита на срок более 90 дней,
но с обязательным текущим его обслуживанием (выпла
той процентов по нему);

• недостаточным, если просроченная задолженность
по кредиту и процентов по нему составляет более 90 дней,
а также при пролонгации кредита на срок свыше 90 дней
без выплаты процентов по нему.

С этих позиций предприятие должно оценивать уровень своей кредитоспособности при необходимости получения кредита в отечественных банках.

Зарубежные банки оценивают кредитоспособность заемщиков по более сложной системе характеристик и показателей. Используемые в этих целях системы — "6С" и "COMPARI" — основаны на оценках репутации заемщика; размера и состава используемого им капитала; суммы и цели привлечения кредита; уровня обеспеченности кредита; срока использования заемных средств, условий конъюнктуры рынка, на котором заемщик осуществляет свою хозяйственную деятельность, и других характеристиках, излагаемых в составе кредитного меморандума конкретного банка.

Результаты оценки кредитоспособности получают свое отражение в присвоении заемщику соответствующего кредитного рейтинга (группы кредитного риска), в соответствии с которым дифференцируются условия кредитования. Уровень этого кредитного рейтинга предприятие может предварительно определить самостоятельно, руководствуясь соответствующими методами его оценки коммерческими банками.
3. Выбор необходимых видов привлекаемого банковского кредита. Этот выбор определяется в основном следующими условиями:

• целями использования кредита;
• периодом намечаемого использования заемных средств;
• определенностью сроков начала и окончания использования привлекаемых средств;
• возможностями обеспечения привлекаемого кредита.

В соответствии с установленным перечнем видов привлекаемого кредита предприятие проводит изучение и оценку коммерческих банков, которые могут предоставить ему эти виды кредитов. Оценка таких банков проводится лишь по привлекательности их кредитной политики; рейтинг банка, рассчитанный по другим показателям его деятельности, в данном случае не является определяющим и может служить лишь вспомогательным ориентиром при его оценке.

4. Изучение и оценка условий осуществления банковского кредитования в разрезе видов кредитов. Этот этап формирования политики привлечения банковских кредитов является наиболее трудоемким и ответственным в силу многообразия оцениваемых условий и осуществления многочисленных расчетов. Состав основных кредитных условий, подлежащих изучению и оценке в процессе формирования политики привлечения предприятием банковского кредита.

Предельный размер кредита коммерческие банки устанавливают в соответствии с кредитным рейтингом клиента и действующей системой обязательных экономических нормативов, утверждаемых центральным банком. При осуществлении кредитной политики коммерческие банки руководствуются в этом вопросе следующими видами обязательных экономических нормативов:

• максимальный размер риска на одного заемщика (или группу связанных заемщиков);
• максимальный размер крупных кредитных рисков;
• максимальный размер кредитов, предоставляемых банком своим акционерам или пайщикам;
• максимальный размер кредитов, предоставляемых банком своим инсайдерам.

Кроме этих обязательных экономических нормативов кредитной деятельности каждый коммерческий банк устанавливает обычно собственную систему лимитов суммы отдельных видов кредита.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я