Бюджетное устройство

Только в 1938 г. местные бюджеты были законодательно включены в единый Государственный бюджет, одновременно расширены функции местных Советов и их имущественные и финансовые права. Накануне Великой отечественной войны удельный вес местных бюджетов в бюджете БССР уже превысил 60 %. Послевоенный период, в котором решались особые задачи по восстановлению разрушенных хозяйства и культуры страны, потребовал централизации финансовых ресурсов в республиканском бюджете. В такой ситуации снизилась доля местных бюджетов в общем объеме государственного бюджета БССР (до 35—40 %). Местные бюджеты приобрели в основном социальный характер, поскольку в них сосредотачиваются ресурсы на финансирование широкой сети дошкольных и школьных учебных заведений, медицинских, культурно-просветительных учреждений и т. п.

Приобретение политического и экономического суверенитета и переход Республики Беларусь к рыночным отношениям потребовали децентрализации системы управления экономикой, четкого разграничения функций и прав органов власти всех уровней. Соответственно была преобразована бюджетная система республики, включающая самостоятельные бюджеты всех уровней, располагающих своими источниками доходов и конкретной сферой их направления и использования. В этих условиях и при расширении самоуправления отдельными регионами возрастает роль местных бюджетов, осуществляющих финансирование экономических, социальных, культурных программ и мероприятий местного значения. Местные органы власти имеют широкую возможность изучать повседневные нужды граждан и при наличии устойчивой финансовой базы быстрее и лучше их удовлетворять. Не случайно решающая доля бюджетных ассигнований на содержание социально-культурных мероприятий, развитие жилищного, коммунального хозяйства, благоустройство населенных пунктов направляется из местных бюджетов. В настоящее время в Беларуси из местных бюджетов финансируется более 95 % ассигнований на жилищно-коммунальное хозяйство, 86 % на здравоохранение, свыше 60 % на просвещение и т. п.

Местные органы власти самостоятельно определяют курс бюджетных ассигнований (за исключением переданных ресурсов вышестоящего бюджета, имеющих целевое назначение). Бюджетные ассигнования в основном расходуются в следующих направлениях:

1) на содержание и развитие социально-культурной сферы местного значения (школы, медицинские учреждения, библиотеки и т. п.), социальной защиты населения:

2) благоустройство населенных пунктов, плюс капитальные вложения в объекты коммунальной собственности и другие экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;

3) содержание аппарата местного управления и право охранительных органов;

4) на создание резервных, целевых фондов местного значения, возврат ссуд, полученных из вышестоящих
бюджетов, и другие расходы.

В соответствии с действующим законодательством местные Советы депутатов получили право вкладывать имеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, а также выдавать ссуды предприятиям или иным юридическим лицам.

Для финансирования данных расходов местные органы власти должны располагать устойчивой финансовой базой, которая в настоящее время в республике формируется в соответствии с действующим налоговым законодательством, законами «О бюджетной системе Республики Беларусь» и «О местном самоуправлении в Республике Беларусь». Все денежные поступления состоят из собственных и регулирующих доходов. Собственные (закрепленные) — полностью зачисляются в соответствующие бюджеты в зависимости от их значимости и территориального признака (подоходный налог с населения, налог на прибыль предприятий коммунальной собственности, земельный, экологический налоги, местные налоги и сборы и другие платежи).

Однако собственных доходов, как правило, не хватает для покрытия расходов, и поэтому для сбалансирования бюджетов используются регулирующие доходы. Они поступают в местные бюджеты в виде процентных отчислений от республиканских и других платежей, по утвержденным ежегодно нормативам (от акцизов, налога на добавленную стоимость и др.). При недостаточности ресурсов из республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска субвенции, субсидии, дотации для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, причем вмешательство любых органов или организаций в данный процесс не допускается. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется соответствующими Советами депутатов через исполнительные органы и Контрольную палату Республики Беларусь.

В переходный период к рынку все самостоятельные звенья бюджетной системы должны стать активным инструментом перераспределения национального дохода для удовлетворения общегосударственных потребностей, воздействия на улучшение стоимостных пропорций общественного производства, для развития рыночной инфраструктуры я обеспечения социальных гарантий граждан. Это возможно только в условиях достижения высокого эффекта при формировании и расходовании бюджетных ресурсов посредством усиления стимулирующей роли налогов, применения прогрессивных форм, методов финансирования и использования бюджетных средств. Одновременно требуется дальнейшая демократизация и совершенствование бюджетного процесса, финансовых взаимоотношений между бюджетами всех уровней, а также между государством и субъектами хозяйствования.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я