Качество управления банковской деятельностью
В порядке предварительного общего замечания здесь следует констатировать: в оценках качества (уровня) банковского управления до самого последнего времени господствовали субъективные представления. Это та потенциально наибольшая опасность в данном вопросе, преодолеть которую можно и должно. Сейчас в этом направлении начинают делать первые робкие шаги в связи с возрастанием интереса к проблематике банковского корпоративного управления.Управление банковской деятельностью со стороны центрального банка, как уже отмечалось, включает в себя четыре аспекта. При этом вначале необходимо выделить следующие принципиальные моменты:
1) важно расширить проблематику банковского управления за счет включения в нее соответствующей работы центрального банка (почему-то до сих пор, говоря о банковском управлении, подразумевалось, как правило, только управление коммерческими банками самими собой);
2) следует исходить из того, что критерии качества управления банковской деятельностью будут разными для центрального банка и для коммерческих банков;
3) можно утверждать: хорошее управление со стороны центрального банка представляет собой одно из необходимых, но не достаточное условие хорошего управления своей деятельностью коммерческими банками, зато плохое качество
первого делает неэффективным и второе.
Итак, первый аспект управления, осуществляемого Банком России, — это управление им собственной деятельностью. Содержательный анализ данного аспекта не входит в задачи настоящей работы. Вместе с тем нельзя не отметить, что после того как у Банка России не стало устава (апрель 1995 г.), утеряна возможность объективного суждения о том, как его центральный аппарат должен руководить всей системой ЦБ и насколько это должное соблюдается. Отдельные положения относительно того, как такое управление должно осуществляться, содержащиеся в банковском законодательстве и некоторых нормативных актах самого Банка России, либо слишком неконкретны и расплывчаты, либо посвящены вопросам скорее технического свойства (как, например, Положение «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15 сентября 1997 г. № 519).
Второй аспект связан с управлением Центральным банком развитием банковской системы (сектора) страны в целом. Какими данными и возможностями для анализа мы располагаем в этом случае?
Нормативно-правовая база управленческой деятельности Банка России в данном аспекте более чем скромна и ограничивается, по сути, ст. 3 Закона «О Центральном банке РФ», в которой лаконично прописаны цели его деятельности: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Но в Законе не определено, что следует понимать под «развитием и укреплением» банковской системы. Кроме того, среди вмененных Центральному банку задач (ст. 4 Закона) нет ни одной, указывающей, что и как именно он обязан или вправе делать для достижения названной цели. Отсюда следует, что руководство ЦБ, во-первых, вправе при желании как бы и не замечать данную цель, во-вторых, толковать ее по собственному усмотрению или разумению, в-третьих, намечать для ее достижения меры, неизвестно откуда и почему вытекающие.
Стратегическое управление банковской системой (сектором) в целом, если это делается цивилизованно, умно и эффективно, предполагает своевременное и качественное обновление банковского законодательства. К сожалению, ЦБ РФ лишен возможности пользоваться таким сильным инструментом, поскольку не обладает правом законодательной инициативы (раньше такое право у него было).
Таким образом, ключевым моментом организации эффективного управления со стороны ЦБ развитием банковской системы (сектора) страны является научно обоснованное определение критериев прогрессивного, здорового развития указанной системы (сектора). В качестве таковых можно было бы рассмотреть и оценить воспроизводимые ниже принципы формирования и функционирования банковской системы, уже предложенные специалистами.
Сопоставление данных критериальных принципов и практики позволяет заключить, что управление со стороны ЦБ развитием национального банковского сектора осуществляется далеко не самым качественным образом, о чем можно судить двояко — по его результатам и с технологической точки зрения.
Указанные результаты оказались удручающими. После 1996 г. у половины из примерно 2600 отечественных банков была отозвана лицензия, в 1998 г. банковская система страны была подведена к крупномасштабной катастрофе, причем не вопреки, а именно в результате политики, которую согласованно проводили Правительство и Центральный банк РФ. Показатели более чем красноречивые.
Что касается технологии (механизма) управления банковским сектором, то она либо спорная, либо о ней ничего определенного не было известно. Так, у ЦБ в течение целого десятилетия не было концепции развития отечественной банковской системы. Только в самом конце 2001 г. Правительство РФ и Банк России приняли рассчитанную на 5 лет совместную «Стратегию развития банковского сектора РФ», о качестве которой можно судить хотя бы по тому, что в 2003 г. необходимость ее существенной переработки уже ни у кого не вызывала сомнений. Традиционно много нареканий вызывает реализация принципа адекватного правового сопровождения банковского дела в стране.
Третий аспект — управление текущим функционированием и развитием всех кредитных организаций — воплощается в многочисленных нормативных актах, принимаемых Банком России. Качество таких актов (качество осуществляемого с их помощью управления), к которому у банкиров и специалистов постоянно находятся серьезные претензии, требует специального и подробного анализа. Представляется, что такой анализ должен завершиться формулированием целостной совокупности убедительных целей (задач), условий, правил и достаточно ясных и простых критериев разумности управления Банком России текущим функционированием и развитием кредитных организаций.
Четвертый аспект управления банковской деятельностью со стороны ЦБ реализуется в его действиях, которые связаны с внешним управлением, санированием, реорганизацией и ликвидацией конкретных кредитных организаций.
В последнее время в деятельности ЦБ начинает формироваться тенденция, которая фактически означает попытку смешать названные третий и четвертый аспекты управления, проще говоря, желание Банка России и его ТУ под благим предлогом усилить свое вмешательство в текущие управленческие процессы в банках.
Читайте также:
Страницы: 1 2