Роль иностранного капитала в банковском секторе России
Коммерческие банки являются неэмиссионным источником генерирования денег в экономику. Они производят 40% всех денег в экономике, а 60% приходится на эмиссионный центр — Банк России. Эта функция принадлежит исключительно отечественным банкам. В странах, имеющих свободно конвертируемые валюты (СКВ), этот показатель намного больше за счет включения в процесс экономик других стран, прежде всего развивающихся. Основной объем операций в России иностранные банки будут проводить в СКВ, что будет означать расширение денежной массы за счет валютной составляющей. В этом не было бы ничего опасного, если бы и рубль был конвертируемой денежной единицей. Но пока это не так, более сильная валюта будет уничтожать слабую. Нехватку рублей в экономике будет компенсировать эмиссионный центр, неизбежно будет расти инфляция, а курс рубля — падать. В стране-доноре все будет наоборот: ее валюта будет укрепляться, а инфляция снижаться. Этот механизм хорошо известен, но он замалчивается, когда говорят, что надо широко открыть двери для иностранных банков.С учетом изложенного принципы, которых, как считала АРБ, необходимо придерживаться в ходе переговоров об условиях либерализации рынка банковских услуг при вступлении России в ВТО, состоят в следующем.
1. Принцип национального приоритета. Решения об условиях доступа иностранных банков на финансовый рынок России, принимаемые в ходе переговоров о присоединении России к ВТО, носят стратегический характер. Большая часть их последствий проявится через три-четыре года при условии сохранения позитивных тенденций в экономике. Чрезмерная либерализация может привести к доминированию иностранных банков, что в свою очередь обратит преимущества международной конкуренции в их противоположность: снижение капитализации национальной банковской системы и вырождение национальных банков, ослабление рубля, рост инфляции, увод внутренних инвестиционных ресурсов на международные финансовые рынки, снижение эффективности банковского надзора, снижение конкуренции и т.п.
2. Принцип паритета возможностей. В интересах российской экономики и банковской системы — обеспечение стимулирующего воздействия иностранной конкуренции при сохранении национального суверенитета в банковской отрасли.
3. Принцип самостоятельности денежно-кредитной политики.
Исходя из этих базовых принципов на переговорах о присоединении к ВТО необходимо настаивать на следующих условиях:
1) установить квоту участия иностранного капитала в размере 15% с возможностью последующего ее увеличения до 25% в течение пяти лет;
2) после открытия на территории РФ иностранного банка вводить для него на двухлетний период ограничение на привлечение вкладов населения;
3) разрешить коммерческое присутствие иностранных банков в России только на резидентной основе, т.е. в форме юридического лица по законодательству РФ;
4) не разрешать трансграничную поставку банковских услуг;
5) штат кредитной организации с иностранным участием должен состоять не менее чем на 75% из граждан РФ; доля последних в руководстве таких организаций должна составлять не менее 50%.
К трансграничным услугам доступ, как правило, предоставляется лишь на завершающих этапах либерализации финансовой системы. Причем во многих странах этот этап растянут на достаточно продолжительный период даже после их вступления в ВТО. Например, Китай, ставший полноправным членом ВТО с 1 января 2002 г. (переговоры велись фактически с 1986 г.) обязался разрешить зарегистрированным на территории КНР банкам с участием иностранного капитала:
• сразу после вступления в ВТО — ведение валютных операций со всеми зарубежными клиентами, как с корпоративными, так и с частными (до этого им были позволены валютные и юаневые операции только с иностранной корпоративной клиентурой);
• через год после вступления в ВТО — ведение валютных операций с китайскими корпоративными клиентами;
• через два года после вступления — ведение юаневых операций с китайскими корпоративными клиентами;
• через пять лет после вступления — ведение всех видов валютных и юаневых операций со всеми клиентами, в том числе с местным населением, т.е. предоставить иностранным банкам режим, совпадающий с режимом национальных банков.
Известно, что Польша, Чехия, Аргентина и другие страны, которые на начальных стадиях допустили трансграничные валютные операции, по существу потеряли экономическую самостоятельность. В то же время Южная Корея, Индия, Сингапур, Мексика и другие государства, обеспечившие государственное регулирование таких операций, сохраняют экономическую независимость, демонстрируя хороший потенциал роста.
Даже среди отечественных специалистов распространена точка зрения о том, что «не так страшен черт, как его малюют» (известно, как у нас живуча идеология «авось как-нибудь»). В этой связи можно и нужно отметить следующее.
Иностранные участники пока действительно не спешат широко разворачивать свою деятельность на российском финансовом рынке. Это, однако, не означает, что они являются его пассивными участниками. В их стратегии процессы, которые сейчас происходят в России, рассматриваются как очень важный и обязательный первый этап — этап формирования правового поля, которое приемлемо и понятно иностранным банкам и финансовым компаниям, в котором они знают как действовать и могут развернуть привычные им технологии (к примеру, перевод российской экономики вообще и банков в частности на международные стандарты финансовой отчетности). В то же время это этап установления таких норм и требований регулирующих органов, которые окажутся заведомо завышенными для российских банков, но легко исполнимыми для иностранных (например, требования к минимально необходимой величине капитала банка, что уже было раскрыто ранее).
Чтобы реализовать эту задачу, в которой совокупно заинтересованы представители всего западного бизнеса, а не только западные банки, достаточно такого их присутствия в стране и на ее рынке, которое позволяет обеспечить лоббирование нужных законодательных и иных нормативных актов, создание соответствующего настроя в эшелонах власти. Практика показывает, что «иностранцы» в России успешно решают эту задачу.
Второй этап, как показывает опыт, в том числе ряда отраслей реальной экономики, будет обязательно связан с воздействием уже на правоприменительную практику. На данном этапе вся подготовительная работа обернется тем, что многие российские банки просто не смогут практически соблюдать навязанные им правила и нормы. И тогда на передний план выходит задача, ради которой и задумывалась вся «операция»: добиться строгого соблюдения законодательства и нормативной базы, т.е. в идеале — полностью вытеснить «нарушителей правил и норм» с рынка.
Предстоит продолжение переговорного процесса, в ходе которого представители ВТО будут продолжать настаивать на как можно более широкой либерализации рынка банковских услуг для иностранных банков. Проблема еще и в том, что внутри страны нет единства мнений. Поэтому задача банковского сообщества — продолжать конструктивный диалог с представителями власти и бизнеса, с партнерами из других стран с целью убедить их, что утрата самостоятельности в банковской сфере — это слишком высокая цена в обмен на обещания денег «много и сразу». При этом переговоры должны быть более открытыми и сопровождаться постоянными консультациями с представителями банковского сообщества.
Между тем 10 декабря 2003 г. Президент РФ подписал новый вариант Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (№ 173-ФЗ), который в основной своей части введен в действие в июне 2004 г. Данный Закон разрешил российским резидентам свободно открывать банковские счета за границей, брать там кредиты и займы, размещать свои средства, рассчитываться через указанные счета в зарубежных банках по своим обязательствам. Это означает, что отечественная банковская система вдруг оказалась поставленной перед фактом так называемой трансграничной конкуренции — когда российские банки должны «на равных» бороться за российских же клиентов не только между собой, но и с иностранными банками, которые, как правило, имеют для этого несоизмеримо большие возможности, чем наши банки.
Читайте также: