Принципы и методы управления и их применение
Принципы и методы управления, которые могут и должны использоваться в банковском секторе, в общем плане были рассмотрены ранее. Здесь мы обратимся к их «прикладному» аспекту.Отношение к перечисленным принципам управления со стороны руководителей разных банков определяется, во-первых, их общей правовой культурой, во-вторых, уровнем профессионального мастерства.
С одной стороны, многие банки позволяют себе нарушать законодательство, нормативные акты Банка России, прибегать к недобросовестным приемам конкуренции, навязывать части клиентов непривлекательные и неравноправные условия обслуживания. С другой стороны, руководители и сотрудники многих банков подчас просто не знают, как практически придерживаться того или другого принципа, требующего, например, не только законопослушания, но и известного профессионализма (как применительно к условиям данного конкретного банка добиться на деле соответствия целей и средств управления, что значит гибкость организационных структур и как их сделать таковыми, как реально минимизировать риски деятельности, что и как именно следует делать в плане инноваций и т.д.).
Банк, претендующий на стабильную и долговременную работу, не должен позволять себе отклоняться от перечисленных принципов управления ни в силу нежелания, ни из-за неумения выполнять требования таких принципов; он должен признавать необходимость этих принципов и уметь их выполнять.
Сказанное может быть отнесено и к методам управления (экономическим, административным, социально-психологическим, нормативно-правовым). Для банка, стремящегося к стабильному развитию, наиболее важными с точки зрения использования методов управления можно считать проблемы: системного, комплексного, непротиворечивого применения всех методов; активизации применения эвристических методов управления (дискуссий, мозговых атак, экспертных оценок). К их проведению желательно привлекать и специалистов, не работающих в банке.
К оперативному управлению в целом могут быть предъявлены следующие требования:
1) текущие управленческие решения должны вытекать из принятой банком стратегии развития, непосредственно — из утвержденных планов (программ) его развития и результатов текущего, оперативного анализа событий, происходящих в окружающей банк среде и в нем самом;
2) должен соблюдаться принцип иерархичности принятия решений (на каждом уровне управления должны приниматься решения по четко зафиксированному кругу вопросов, причем в соответствии с процедурами, также закрепленными в соответствующих внутрибанковских регламентирующих документах);
3) должен соблюдаться принцип единоначалия на всех уровнях управления на этапах принятия и фиксации решения и контроля за его выполнением;
4) необходимо по возможности широко использовать потенциал коллегиальности на этапах выявления проблемы, определения способов ее решения, формулирования пунктов соответствующей программы действий;
5) решение должно быть максимально конкретным (следует не только назвать проблему, но и предложить организационные, финансово-экономические, правовые, кадровые и другие механизмы ее решения и механизмы контроля);
6) решение должно быть зафиксировано (в письменной форме, если это возможно);
7) решение должно быть доведено до исполнителей в варианте, исключающем всякое неоднозначное его толкование.
Особое значение в оперативном управлении имеют быстрота и своевременность принятия решений, диктуемые, в частности, спецификой процессов на финансовом рынке.
Как отмечалось, оперативное управление (регулирование) включает в себя и организационную деятельность («организацию») — распределение и координацию трудовых функций, формирование (переформирование) необходимых организационных структур, поскольку такая работа ведется в оперативном, текущем режиме. Значение организации в рассматриваемом здесь смысле состоит в том, что как функция управления она обеспечивает чрезвычайно важное условие, без которого поставленные цели не могут быть достигнуты и вообще объект управления не будет поддаваться управлению, — упорядоченность элементов, из которых он состоит, включая их оправданную соподчиненность (субординацию), согласованность технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях, причем не просто упорядоченность или согласованность на основе случайного принципа, а такую, которая наиболее полно отвечает предназначению, интересам и иным условиям данной конкретной организационно-экономической системы.
В частности, эта деятельность должна определять организационную структуру банка с четким распределением полномочий и ответственности сотрудников на всех уровнях, формировать и упорядочивать прямые и обратные связи, дающие возможность оценивать результаты выполнения распоряжений, отдаваемых вышестоящими органами, и изменять ранее определенные задания в зависимости от текущей и прогнозируемой рыночной ситуации, в которой приходится работать банку (регулирование в кибернетическом смысле слова).
Читайте также: