Система внутреннего контроля деятельности банка

Д. Мониторинг и устранение недостатков.

Принцип 10. За общей эффективностью предпринимаемых банком мер по внутреннему контролю необходимо следить непрерывно. Мониторинг ключевых рисков должен быть частью повседневной деятельности банка, а также предметом периодических оценок, выполняемых операционными службами и внутренним аудитом.

37. Вести мониторинг эффективности мер внутреннего контроля могут сотрудники ряда подразделений, включая операционный отдел, службы финансового контроля и внутреннего аудита. Поэтому необходимо, чтобы старшие должностные лица четко определяли, какиесотрудники должны отвечать за выполнение тех или иных должностных обязанностей, связанных с мониторингом. Мониторинг должен стать частью повседневной деятельности банка, а также включать отдельные периодические оценки всего процесса внутреннего контроля.

38. Непрерывный мониторинг позволяет быстро выявлять и устранять недостатки в системе внутреннего контроля. Такой мониторинг особенно эффективен в случае, если система внутреннего контроля интегрирована в операционную среду и обеспечивает представление регулярных сообщений для рассмотрения руководством. Примерами непрерывного мониторинга служат просмотр и проверка записей в учетных регистрах, а также рассмотрение и утверждение соответствующими органами управления сообщений о «нештатных» ситуациях.

39. Разовые оценки позволяют, как правило, выявлять проблемы лишь постфактум, однако они дают возможность приступать к всестороннему рассмотрению эффективности мониторинга. Разовые оценки системы внутреннего контроля часто принимают форму самооценки, когда лица, ответственные за те или иные обязанности, определяют эффективность мер контроля за своей деятельностью. Затем документация и результаты оценок анализируются старшими должностными лицами. На всех уровнях такой анализ необходимо должным образом документировать и своевременно сообщать о выводах должностным лицам соответствующего уровня управления.

Принцип 11. В отношении системы внутреннего контроля необходимо обеспечить эффективный и всесторонний внутренний аудит, проводимый независимыми в операционном отношении, должным образом подготовленными и компетентными сотрудниками. Служба внутреннего аудита как часть мониторинга системы внутреннего контроля представляет отчеты и передает сообщения непосредственно совету или его аудиторскому комитету и старшим должностным лицам.

40. Служба внутреннего аудита обеспечивает независимую оценку адекватности и соблюдения разрабатываемой политики и установленных процедур. Служба внутреннего аудита не должна быть связанной с повседневным функционированием банка и иметь доступ ко всем видам его деятельности.

41. Представляя отчеты и сообщения непосредственно совету или его аудиторскому комитету и старшим должностным лицам, внутренние аудиторы обеспечивают непредвзятую информацию о деятельности линейных служб. Ввиду важности ее характера служба внутреннего аудита должна быть укомплектована компетентными сотрудниками, имеющими ясное представление о своей роли и ответственности. Периодичность и объем осуществляемых внутренним аудитом обследований и проверок в сфере внутрибанковского контроля должны увязываться с характером, сложностью и рисками банковской деятельности.

Принцип 12. О недостатках внутреннего контроля, выявленных сотрудниками операционных служб, внутреннего аудита или других органов контроля, необходимо своевременно сообщать должностным лицам соответствующего уровня управления, а по выявленным недостаткам безотлагательно принимать меры.

43. Получив сообщение о выявленных недостатках, руководство должно своевременно принять меры, направленные на их устранение. Внутренние аудиторы должны осуществлять
последующий контроль или принимать надлежащие меры в форме мониторинга и немедленно сообщать старшим должностным лицам или совету банка о любых не устраненных недостатках. Старшие должностные лица должны нести ответственность за создание системы отслеживания признаков недостаточности внутреннего контроля и принятие мер к исправлению замеченных погрешностей.

44. Совет и старшие должностные лица должны регулярно получать отчеты с обобщенными заключениями по всем выявленным проблемам, касающимся контроля. Проблемы контроля, которые могут казаться несущественными при их изолированном рассмотрении, порой могут указывать на тенденции, позволяющие выявлять значительные недостатки в области контроля.

V. Оценка систем внутреннего контроля органами надзора.

Принцип 13. Органы надзора должны требовать, чтобы все банки поддерживали эффективную систему мер внутреннего контроля в соответствии с характером, сложностью и степенью рисков, присущих банковской деятельности, а также с учетом изменений в банковской среде и условиях функционирования банков. В случаях, когда органы надзора приходят к заключению, что система внутреннего контроля в банке не является достаточной или эффективной, если принять во внимание конкретный диапазон рисков, принимаемых данным банком, они должны предпринять надлежащие действия.

48. Органы надзора могут использовать разные подходы к оценке качественных характеристик осуществляемых банком мер внутреннего контроля. Они могут оценивать работу от дела внутреннего аудита банка на основе анализа его служебных докладов и методики, используемой для идентификации, измерения, мониторинга и контроля рисков. Если органы надзора признают работу отдела внутреннего аудита удовлетворительной по качественным характеристикам, то они могут использовать доклады и отчеты внутренних аудиторов в качестве первичных материалов для выявления проблем контроля в банке или областей рисков, которые еще не были проанализированы аудиторами. Представители органов надзора могут использовать результаты самооценки руководства банка, в ходе которой высшие менеджеры рассматривают меры внутреннего контроля по операционным подразделениям и подтверждают органам надзора, что используемые меры достаточны для данного подразделения. Другие представители надзорных органов могут требовать представления заключений по итогам периодически проводимых внешними аудиторами проверок ключевых областей деятельности банка с необходимым уровнем детализации запрашиваемой информации. Наконец, органы надзора могут комбинировать вышеупомянутые способы с самостоятельным рассмотрением или проверками мер внутреннего контроля на месте.

49. Во многих странах органы надзора проводят проверки на местах. Составной частью таких проверок является рассмотрение мер внутреннего контроля. Рассмотрение положения дел на месте может включать как анализ операционной деятельности, так и тестирование в
разумных пределах заключаемых сделок с целью независимой проверки результатов принимаемых банком мер внутреннего контроля.

Для общего представления коротко проинформируем о состоянии внутреннего контроля во французских банках.

1 октября 1997 г. вступил в силу разработанный в Европейском Союзе Регламент 97-02, касающийся внутреннего контроля в банках стран — членов Союза. Его положения уже учитывают в своей практике почти все банки Франции.

Регламент предписывает усиление ответственности руководящих органов банков за организацию и ведение внутреннего контроля. С 1998 г. члены правления французских банков должны получать доклады о внутреннем контроле, о соблюдении и контроле за рисками. Доклады должны включать описание механизма отслеживания и контроля за рисками, данные о лимитах рисков, позволяющие судить о «чувствительности» банка к рискам.

Если банк проводит значительные объемы операций на финансовых рынках, правление может поручить кому-то из своих членов проанализировать отчеты о внутреннем контроле и рисках и представить свои выводы. Регламент не предписывает создание в каждом банке комитета по аудиту, но в большинстве французских банков он существует; его состав, структуру и ответственность каждый банк определяет самостоятельно.

Согласно Регламенту, механизмы контроля должны быть интегрированы в управленческую деятельность исполнительных органов (дирекций) банков. Контроль рассматривается как неотъемлемая часть деятельности на всех уровнях и во всех сферах банковской деятельности.

Что касается служб инспекции или аудита в банке, то им принадлежит особая роль в организации контроля и представлении необходимой информации. Службы внутреннего аудита в крупных банках имеют структуру, в рамках которой в головных конторах действуют центральные службы аудита и подчиненные им службы аудита в отделениях и филиалах. Более мелкие банки должны создавать систему «корреспондентов внутреннего контроля», действующих в оперативных и функциональных органах управления банком. Главная их задача — следить за действием механизмов текущего контроля на рабочих местах и при проведении операций. Число «корреспондентов» может быть различным.

Малые я средние банки часто не имеют возможности создавать специальные службы внутреннего контроля, поскольку здесь трудно разделить функции внутреннего контроля и оперативные функции. Однако и они предпринимают определенные усилия и пересматривают свою стратегию в целях достижения лучшего соотношения между рисками и издержками. Так, еще до принятия Регламента 97-02 многие малые и средние банки отказались от проведения рыночных операций за свой счет и некоторых кредитных сделок, сосредоточившись на операциях финансового посредничества и доверительного управления.

В крупных банках главные трудности развития внутреннего контроля связаны с усложнением операций, информационных систем и организационных структур. Мешают и психологические факторы (менталитет).


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я