Виды и методы налоговых проверок

Государственный налоговый контроль занимает особое место в государственном финансовом контроле и является обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы страны. Он представляет собой систему мер по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления.

В статье 82 НК РФ указано, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике или налоговом агенте, полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, действующего законодательства и принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую и аудиторскую тайну.

Одним из наиболее эффективных методов контроля со стороны налоговых органов является налоговая проверка.

Необходимость проведения проверок обусловлена рядом причин:

■ несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по на логовому учету и правил бухгалтерского учета;
■ развитием частного бизнеса без образования юридического лица, представители которого в силу своей мобильности, непостоянства местонахождения и сложности контроля за их деятельностью уходят от налогообложения или указывают заниженный доход и, соответственно, платят меньше налогов;
ш нестабильностью и несовершенством налогового законодательства, сложностью в понимании законодательных актов руководителями и главными бухгалтерами организаций;
■ преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением налоговой базы, в первую очередь по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, имуществу организаций.
Согласно действующему законодательству, налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году проведения контрольного мероприятия.

Запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, или вышестоящие налоговые органы осуществляют проверку в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Согласно ст. 88 камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании представленных налогоплательщиками деклараций и документов, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При осуществлении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Следует отметить, что в настоящее время этому виду проверки придается особое значение, так как она проводится практически в отношении всех налогоплательщиков. По результатам проверки на основе анализа показателей деятельности организации делаются рекомендации о включении той или иной организации в график проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа и может иметь объектом рассмотрения один или нескольким налогов.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Продолжительность проверки не может превышать более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить этот срок до трех месяцев, например, при наличии у организаций филиалов или представительства (ст. 89 НК РФ).
Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика или налогового агента без учета периодов между вручением проверяемому лицу требования о представлении документов и их передачей (ст. 93 НК РФ).

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. После подписания этой справки налогоплательщиком данный представитель налогового органа не имеет права находиться на его территории, а также требовать документы.

При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (ст. 92 НК РФ).

При наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа проверяемого лица скрепить печатью или подписью изымаемые документы делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке проверяющими должен быть составлен акт, который подписывается ими и руководителем проверяемой организации.

Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись. В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за допущенные нарушения (ст. 100 НК РФ).

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день, начиная со дня отправки.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт и возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

По истечении указанного двухнедельного срока руководитель налогового органа или его заместитель в течение не более 14 дней рассматривает акт налоговой проверки и представленные налогоплательщиком документы и материалы и выносит решение, на основании которого выписывается требование об уплате налогов и пени (при наличии налоговых нарушений). Копия решения и требование вручается налогоплательщику.

Выездные налоговые проверки делятся на следующие виды:

■ комплексная проверка, в ходе которой охватываются все сферы финансово-хозяйственной деятельности организации (как правило, по всем видам налогов), ревизуются все счета организации, играющие роль в формировании налоговых обязательств, за различные отчетные периоды;
■ тематическая проверка охватывает отдельные сферы финансово-хозяйственной деятельности организации, вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей;
■ экспресс-проверка проводится по одному или по нескольким аспектам деятельности организации. В ходе ее налоговый работник может ограничиться проведением лишь «теста на достоверность» системы бухгалтерского учета налогоплательщика. При получении положительного результата тестирования дальнейшая проверка налогоплательщика может не проводиться.

Общепризнано, что проведение налоговых проверок и выводы по их результатам являются наиболее сложным и конфликтным моментом взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. В современном законодательстве существенно усилена защита прав налогоплательщиков.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я