Таможенные пошлины

Таможенные пошлины и таможенные сборы имеют огромное значение в экономической и финансовой политике государства.

Посредством их осуществляется государственная торговая политика и регулирование внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком.

Таможенные пошлины и сборы по своей сути являются налогами, взимаемыми при пересечении товарами таможенной границы страны в ту или другую сторону. Уплата их носит обязательный характер. Однако это является одним из условий предоставления плательщику возможности осуществить перевоз товара с территории одной страны на территорию другой.

Таким образом, пошлины носят возмездный характер, что отличает их от налогов.

Основные цели взимания таможенных пошлин можно сформулировать следующим образом: рационализация товарной структуры ввоза товаров, поддержание соответствующего соотношения ввоза и вывоза товаров, пропорций валютных доходов и расходов, создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защита национальной экономики от неблагоприятных воздействий внешнего рынка. В настоящее время одной из важнейших представляется задача обеспечения условий для скорейшей и эффективной интеграции России в мировую экономику.

Взимание таможенных платежей регламентируется действующим таможенным законодательством, в частности, Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон о таможенном тарифе). С 1 июля 2006 г. в него Федеральным законом от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ вносятся изменения, которые были учтены при написании данной главы.

Таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами страны при ввозе
(вывозе) товара на ее таможенную территорию, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации. Таможенные пошлины подразделяются на ввозные, включая сезонные, и вывозные.

Размер таможенной пошлины определяется таможенным тарифом, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной.

Плательщиками таможенных пошлин являются предприятия, учреждения, организации и граждане, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации (при ввозе и вывозе).

Правительством РФ могут устанавливаться следующие виды пошлин: сезонные и особые виды.

Сезонная пошлина применяется в целях оперативного регулирования ввоза и вывоза отдельных товаров (ст. 6 Закона о таможенном тарифе). При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются.

В России сезонная пошлина устанавливается Правительством РФ, причем срок ее действия не может превышать 6 месяцев в году.

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым на ее таможенную территорию товарам могут временно применяться особые пошлины (ст. 7—10 Закона о таможенном тарифе):

■ специальная пошлина;
■ антидемпинговая пошлина;
м компенсационная пошлина.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может также использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются, если товар ввозится по цене более низкой, чем в стране вывоза, и может нанести материальный ущерб отечественным производителям или препятствует росту производства подобных товаров в нашей стране.

Компенсационные пошлины применяются в случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии,и ввоз такого товара может нанести материальный ущерб отечественным производителям либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных соответствующим законодательством (ст. 3 Закона о таможенном тарифе). Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ. В отношении сырой нефти ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в особом порядке, предусмотренном законодательством в зависимости от цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья.

Применяются следующие виды ставок пошлин (ст. 4 Закона о таможенном тарифе):

■ адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
■ специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
■ комбинированные, сочетающие первые два вида.

Свод ставок таможенных пошлин называется таможенным тарифом.
Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара (ст. 3 Закона о таможенном тарифе).

При осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Если товар происходит из страны, в торгово-политических отношениях России с которой действует режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применяются ставки, в размере, установленном Правительством РФ. Ставки ввозных таможенных пошлин удваиваются, если страной происхождения товара является страна, в торгово-политических отношениях с которой РНБ не применяется. Ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются в размере 75% от ставок, применяемых в отношении стран, с которыми установлен РНБ, при обложении товаров, происходящих из развивающихся стран, являющихся пользователями национальной схемы преференций. Перечень таких государств утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057 и периодически пересматривается, но не реже чем 1 раз в 5 лет. На 1 января 2006 г. в этот список, например, вошли Перу, Монголия, Румыния, Индонезия, Египет, Вьетнам, Алжир, Аргентина.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей национальной системой преференций Российской Федерации, ввозные таможенные пошлины вообще не взимаются. В настоящее время в число таких государств включены, например, Чад, Эфиопия, Судан, Сомали. Перечень наименее развитых стран устанавливается по классификации Организации Объединенных Наций.

Не облагаются ввозными таможенными пошлинами товары, происходящие из государств — бывших республик СССР, с которыми заключены двусторонние соглашения о свободной торговле. Это Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются такие же ставки ввозных таможенных пошлин, как и к товарам из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации).

Для Российской Федерации большое значение имеет применение таможенных пошлин при перемещении товаров через таможенную территорию физическими лицами для личного пользования, так как после распада Советского Союза усилился поток переселенцев из бывших республик, а члены одной семьи оказались рассеянными по всей территории бывшего СССР. На 1 января 2004 г. единые ставки таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утверждены Постановлением Правительства от 29 ноября 2003 г. № 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования»
Предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица, характера товаров, их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу. Без уплаты таможенных пошлин ввозится товар (за исключением автомобилей) общей стоимостью не выше 65 000 руб. и весом не более 35 кг. Если ввозимый товар превышает указанные параметры, но стоит не более 650 000 руб. и весит не более 200 кг, то в части такого превышения применяется ставка таможенной пошлины в размере 30% от
таможенной стоимости товара, но не менее 4 евро за 1 кг.

Далее применяются ставки таможенных пошлин, которые предусмотрены для участников внешнеэкономических отношений.

Размер ставки таможенной пошлины при ввозе автомобилей зависит от его возраста, таможенной стоимости и рабочего объема двигателя. Например, в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более трех лет при стоимости не выше 325 000 руб., установлена ставка 48% таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя; при стоимости от 325 000 руб. до 625 000 руб. — 48% таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя. Если с момента выпуска прошло более трех лет, то применяются профессивные ставки пошлин в зависимости от рабочего объема двигателя.

Например, при объеме двигателя от 1000 до 1500 куб. см ставка пошлины составляет 1 евро, а от 1500 до 1800 — 1,5 евро за 1 куб. см рабочего двигателя. Физические лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, при ввозе автомобилей пошлину не уплачивают.

Согласно ст. 13 Закона о таможенном тарифе таможенная стоимость товара, перемещаемого через границу, декларируется его владельцем и должна основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Владелец товара обязан по требованию таможенного органа предоставить все необходимые ему сведения. Контроль за правильностью определения стоимости осуществляется таможенным органом, производящим оформление товара в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. При этом соблюдается полная конфиденциальность информации, так как она содержит коммерческую тайну. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, т.е. не различаться в зависимости от источников поставки товаров.

Правительство Российской Федерации устанавливает:

■ правила применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров на основе положений настоящего Закона в целях обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации;
■ порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также в случаях незаконного перемещения ввезенных товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенный орган вправе принимать решения о правильности заявленной таможенной стоимости товара. При отсутствии данных, подтверждающих правильность ее определения, или при наличии оснований полагать, что сведения не являются достоверными и достаточными, таможенный орган может на основании имеющихся у него сведений самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости. По письменному запросу декларанта таможенный орган обязан в трехмесячный срок представить письменное разъяснение причин, по которым заявленная таможенная стоимость не может быть принята в качестве базы для начисления пошлины. Если декларант не согласен с решением таможенного органа, то он имеет право в законном порядке обжаловать это решение (ст. 14 Закона о таможенном тарифе).

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров является непростым делом. Она основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров (ст. 18—24 Закона о таможенном тарифе):

■ по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
■ по стоимости сделки с идентичными товарами;
■ по стоимости сделки с однородными товарами;
■ вычитания стоимости;
■ сложения стоимости;
■ резервного метода.

Первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по этому методу, то она определяется следующими методами, применяемыми последовательно.

Декларант имеет право выбрать очередность применения метода сложения или вычитания.

Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то расчеты производятся по резервному методу.

Метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенной стоимостью является стоимость сделки, т.е. цена фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы. В цену должна входить общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

При определении таможенной стоимости по этому методу к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены:

■ расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену:
— на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (по
среднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;
— тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;
— упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
ш соответствующим образом распределенная стоимость товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате (например, сырье и материалы, инструменты, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве ввозимых товаров, платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, проектные и конструкторские работы, расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта и т.д.).

В ряде случаев этот метод применяться не может. Например, при существовании ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, участники сделки являются взаимозависимыми лицами, продажа и цена товара зависят от соблюдения условий, влияние которых невозможно учесть.

Тогда применяется метод по цене сделки с идентичными товарами, в рамках которого для определения таможенной стоимости товаров используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары.

Если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах. При расчете учитываются данные корректировки по уровню и количеству, проводимой на основе сведений, подтверждающих ее обоснованность и точность, независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. При отсутствии таких сведений данный метод для целей определения таможенной стоимости товаров не используется.

Если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными товарами (с учетом корректировок), для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.

Использовать вышеуказанный метод возможно не всегда. Тогда расчеты производятся согласно методу по цене сделки с однородными товарами. Порядок его применения аналогичен методу по цене сделки с идентичными товарами.

При использовании метода на основе вычитания стоимости ввозимые товары должны продаваться на территории Российской Федерации без изменения своего первоначального состояния.

В качестве основы принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых, идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими продажу на территории Российской Федерации, в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществляется ввоз оцениваемых товаров. При этом производятся вычеты следующих сумм:

■ вознаграждений агенту (посреднику), обычно выплачиваемых или подлежащих выплате, либо надбавок к цене, обычно производимых для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей на территории Российской Федерации то варов того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран;
■ обычных расходов на осуществленные на таможенной территории Российской Федерации перевозку транспортировку), страхование, а также связанных с такими операциями расходов в Российской Федерации;
■ таможенных пошлин, налогов, сборов, а также установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов, подлежащих уплате в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации или с их продажей на этой территории, включая налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы.

Если аналогичные товары не продаются в Российской Федерации в тот же или соответствующий ему период времени, в котором происходит процедура оценки, то используются данные по партии, ввезенной на самую раннюю дату по отношению ко дню пересечения оцениваемыми товарами таможенной границы Российской Федерации, но не позднее, чем по истечении 90 дней после этого дня.

Метод на основе сложения стоимости предусматривает расчет таможенной стоимости товара исходя из фактических расходов, связанных с его производством, транспортировкой до границы, погрузочными и разгрузочными работами, прибыли, обычно получаемой экспортером и иных расходов, характерных для аналогичных операций.

Расходы определяются на основе сведений о производстве оцениваемых товаров, представленных производителем или от его имени. Основой указанных сведений являются коммерческие счета производителя товаров при условии, если такие счета соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета, принятым в установленном порядке в стране производства оцениваемых товаров. При этом стоимость проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) на территории Российской Федерации и необходимых для производства оцениваемых товаров, включается в состав расходов в пределах, оплаченных производителем. При определении расходов не допускается повторный учет одних и тех же показателей.

Таможенные органы не вправе требовать от иностранных лиц без их согласия документы для подтверждения расчетной стоимости. Проверка документов и сведений, представленных производителем или от его имени, может производиться таможенными органами Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Бывают случаи, когда таможенная стоимость товара не поддается определению вышеуказанными методами. Тогда применяется резервный метод.

Таможенная стоимость товаров определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями законодательства на основе данных, имеющихся в Российской Федерации.

При определении таможенной стоимости товаров допускается гибкость при применении этих методов. В частности, допускается следующее:

■ за основу для определения таможенной стоимости товаров может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в стране иной, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары;
■ при определении таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделок с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары;
■ за основу для определения таможенной стоимости товаров может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная в соответствии с законодательством;
■ при определении таможенной стоимости товаров на основе метода вычитания допускается отклонение от установленного срока.

В качестве основы для определения таможенной стоимости товаров не могут быть использованы:
■ цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза);
■ цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
■ цена на внутреннем рынке Российской Федерации на товары, произведенные в Российской Федерации;
■ иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 23 настоящего Закона;
■ цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;
■ произвольные или фиктивные стоимости;
■ минимальные таможенные стоимости.

Как уже отмечалось, определение таможенной стоимости товара является сложным моментом при исчислении размера пошлины. Рассмотрим на примере схему ее расчета.

" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я