Особенности управления финансами некоммерческих организаций

Аудиторский контроль деятельности бюджетных учреждений не предусмотрен действующим законодательством, что находит отражение в отсутствии такого вида расходов в экономической классификации расходов. Кроме того, проведение аудита требует дополнительных бюджетных средств, что в современных условиях невозможно ввиду ограниченности бюджетных ресурсов, выделяемых бюджетным учреждениям. При этом нет необходимости в проведении такого контроля, поскольку собственник бюджетного учреждения периодически получает информацию о достоверности отчетности и результатах финансово-хозяйственной деятельности учреждения от органов государственного финансового контроля. Возможность осуществления аудиторского контроля по инициативе руководителя учреждения за счет внебюджетных средств также не предусмотрена законодательством, поскольку использование внебюджетных средств строго контролируется казначейскими органами по тем же кодам экономической классификации расходов, что и по бюджетным средствам. Поэтому расход на цели проведения аудита не может быть санкционирован казначейскими органами.

С развитием рыночных отношений механизм управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений требует серьезных преобразований в части изменения методов планирования расходов учреждений и оперативного управления их финансовыми ресурсами. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», предусматривает повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ. Суть реформирования бюджетного процесса заключается в переходе от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности распорядителей и получателей бюджетных средств.

Центральное место в системе мер по реформированию бюджетного процесса должна занять широко применяемая в мире концепция (модель) бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного планирования. Применяемая в настоящее время методика планирования расходов бюджетополучателей, и главным образом бюджетных учреждений, предполагает индексацию сложившихся расходов за ряд предшествующих лет с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации, при этом не учитываются ожидаемые результаты бюджетных расходов. Новая модель бюджетирования, ориентированного на результат, предполагает распределение бюджетных ресурсов между бюджетополучателями и реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов предоставления услуг в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Эта модель предполагает переход к средне- и долгосрочному бюджетному планированию, а также мониторинг результативности бюджетных расходов бюджетополучателями.

Другое важное направление совершенствования управления финансами бюджетных учреждений связано с реструктуризацией бюджетного сектора экономики. В рамках этого процесса предполагается преобразование части бюджетных учреждений, способных функционировать в рыночной среде и формировать свои финансовые ресурсы не только за счет бюджетных, но и внебюджетных средств, в иные организационно-правовые формы (специализированные государственные (муниципальные) некоммерческие организации, государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации и др.). Данные организационно-правовые формы не предусмотрены гражданским законодательством, что потребует внесения в него изменений в части определения правового статуса организаций этих форм. При этом бюджетные учреждения, которые не поменяют свой правовой статус, потеряют право на самостоятельное распоряжение средствами, мобилизованными за счет внебюджетных источников, и их финансирование будет осуществляться только за счет бюджетных средств на основе принципов сметного финансирования.

Преобразованные организации, собственником которых останутся органы государственной власти и органы местного само-управления, получат право на самостоятельное использование внебюджетных средств, выйдут из сферы казначейского контроля, поскольку им будет предоставлено право открытия взамен лицевых счетов в казначействе внебюджетных счетов в кредитных организациях. Изменение организационно-правовой формы не означает отказ государства от финансирования этих организаций, однако при этом изменятся принципы предоставления бюджетных средств, что предусматривает установление собственником обязательных заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг и переход на нормативно-подушевое финансирование. Реализация этих принципов предполагает отказ от использования сметы доходов и расходов и переход к составлению финансового плана, в котором бюджетные средства не будут детализированы по кодам экономической классификации, а будут планироваться единой суммой в форме субсидии. Это обеспечит большую самостоятельность организаций в распоряжении бюджетными и внебюджетными средствами в ходе оперативного управления финансовыми ресурсами.

Таким образом, преобразование бюджетных учреждений в новые организационно-правовые формы имеет целью, с одной стороны, внедрение в социальной сфере новых экономических механизмов, основанных на расширении финансовой самостоятельности организаций, а с другой — обеспечение надежной основы для реализации социальных гарантий путем сохранения объектов социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я