Кредитная система России на современном этапе

Современная кредитная система России функционирует в соответствии с двумя специализированными федеральными законами: Законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР» 1990 г. № 396-1 в редакции Закона 1996 г. № 17-ФЗ с последующими дополнениями и изменениями и Законом 1990 г. «О Центральном банке РСФСР» в редакции Закона 1995 г. №65-ФЗ с учетом дополнений и изменений, а также Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами.

Согласно этим нормативным актам кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ имеет право осуществлять банковские операции.

По состоянию на 1 апреля 2000 г. в РФ действовали 1333 кредитные организации, из них банков — 1299, небанковских кредитных организаций — 34.

Обособленным звеном кредитной системы можно считать Федеральную службу почтовой связи и государственную корпорацию «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО), банковские операции которых регулируются специальными федеральными законами.

Банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открывать и вести банковские счета физических И юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Центральным банком.

Российская банковская система — двухуровневая. На первом уровне находится ЦБ России, который работает в основном с кредитными организациями, на втором — российские коммерческие банки, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Небанковские кредитные организации (НКО) можно разделить на две группы:

1. Расчетные, которые вправе осуществлять следующие банковские операции: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

В зависимости от функционального назначения НКО могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам, инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме. НКО не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях их размещения от своего имени и за свой счет. Расчетные НКО вправе предоставлять кредиты клиентам — участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным сделкам.

2. Организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

Примером небанковской кредитной организации является Московская расчетная палата. В настоящее время на основании лицензии ЦБ Палата проводит открытие счетов, прием и выдачу наличных средств, установку электронной системы управления счетом «банк-клиент», встречные платежи для всех клиентов, зачисление денежных средств клиента «день в день» независимо от сумм поступления, инкассацию денежных средств и ценных бумаг, осуществление платежей физических лиц без открытия счета.

Современная банковская система РФ пережила уже два крупных кризиса. Первый, в августе 1995 г., выразился в крахе
межбанковского кредитного рынка и неспособности большого количества банков рассчитаться по своим обязательствам.

Второй, начавшийся в августе 1998 г., характеризуется потерей ликвидности наиболее крупными банками, приостановкой безналичных расчетов, потерей доверия к банковской системе со стороны населения. Как заявил руководитель ЦБ РФ, потери российской банковской системы в результате финансового кризиса 1998 г. составили 100 млрд. руб. По его словам, реальные активы банков сократились на 25%, а нехватка высоколиквидных активов составляет 22 млрд руб., почти 40% от необходимого объема.

Кризис был настолько глубоким, что, по мнению специалистов, к 2000 г. объемы банковской деятельности не достигли предкризисного уровня. У большинства региональных банков не восстановилась ресурсная база, и прежде всего остатки на расчетных и текущих счетах. Анализ банковской системы в регионах показал, что количество работающих банков в 28 регионах не превышает 5, а средний уставный капитал не превышает 10 млн руб. А в Ивановской и Курганской областях работают лишь структуры Сберегательного банка.

В целях восстановления нормального функционирования банковской системы и ее реструктуризации в 1999 г. было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Деятельность Агентства регулируется Законом «О реструктуризации кредитных организаций» от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ. Под реструктуризацией кредитных организаций в данном Законе понимается комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановления платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации.

Задачами Агентства являются:

1) участие в проведении процедур банкротства в целях законного удовлетворения кредиторов и вкладчиков;

2) проведение государственной политики по предупреждению банкротства кредитных организаций;

3) создание и обеспечение функционирования рыночного механизма отстранения от управления кредитными организациями участников, в результате деятельности которых эти организации стали неплатежеспособными;

4) формирование рынка долгов кредитных организаций и их должников.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я