Налоговая система Российской Федерации

Анализ налоговой нагрузки основных отраслей за 1999—2002 гг., рассчитанный как отношение суммы поступивших налоговых платежей к валовой добавленной стоимости, показывает ее неравномерность.

Основная тяжесть налогов лежит на производственных отраслях: машиностроении, металлообработке и др.

Снижение ставок по прибыли и налогу на добавленную стоимость пока мало что изменило в налоговой нагрузке, в то же время ликвидация инвестиционных льгот лишила предприятия и этого стимула. Остается прежняя проблема — дальнейшее снижение налоговой нагрузки. С другой стороны, оценка налогового бремени России находится на среднем уровне: по уровню к ВВП — около 35 %, по данным Министерства финансов РФ — 20 %, а предприниматель оценивает эту долю от 70 копеек с одного рубля. Большое влияние на эту величину оказывает методика подсчета.

С 1 января 2004 г. принятые шаги по совершенствованию налоговой нагрузки сократили ее долю в ВВП на 1 %, или на 150 млрд руб. Сегодня на 35 % доходы федерального бюджета формируются за счет сырьевых отраслей. Любое снижение цен на нефть и газ оборачиваются падением налоговых поступлений.
Поэтому следует и дальше обеспечивать равный налоговый режим для всех отраслей. Не следует без крайней нужды вмешиваться налогами в рыночные ситуации.

Не последнюю роль в обеспечение государства налоговыми платежами играет их своевременное и полное поступление в казну. Но данные на 1 января 2003 г. свидетельствуют, что задолженности составили 1113,7 млрд руб. Наиболее неблагополучное положение с самым крупным налогом — НДС: в 2002 г, задолженность по нему составила 90 % от поступлений. Причины — сложный механизм расчетов и возможность уклоняться от уплаты налогов.

Зависимость задолженности от налоговой политики чрезвычайно велика, задолженность — это пока замена качества налогов и налоговой дисциплины. Провалы в работе налогового контроля должны быть ликвидированы, так как они искажают принципы налоговой политики.

Требует совершенствования и законодательная сторона налоговой системы. Необходимо переходить на объективные законы налогового права.

В условиях коренной перестройки социальных и экономических основ хозяйствования в России значительно возрастает роль налогов и налоговой политики государства. Из довольно пассивного и инерционного инструмента мобилизации доходов в госбюджет, каким налоги были в прежней системе хозяйствования, они превращаются в один из важнейших рычагов управления экономикой. Поэтому от налоговой политики и качества системы налогообложения сегодня в гораздо большей степени, чем прежде, зависит развитие национальной экономики.

Национальная политика должна ориентировать на формирование
такой налоговой системы, которая одновременно обеспечивала бы экономический рост отраслей и рост доходов государства. Но достижение этой цели заключает в себе внутреннее противоречие.

Увеличить поступление налогов можно двумя путями: увеличением налогооблагаемой базы, с одной стороны, и повышение налогов — с другой. (Разумеется, на практике есть еще и такой фактор, как повышение собираемости налогов.)

Поскольку налогооблагаемая база в каждый конкретный период есть величина, данная извне и не подверженная быстрому расширению, у государства возникает соблазн повышать ставку налогообложения. Это усиливает налоговое бремя и ведет к замедлению роста инвестиций и производства либо к их абсолютному сокращению.

В результате падения производства, реализации, доходов населения и организаций, следовательно, сокращения налогооблагаемой базы, сумма мобилизуемых в бюджет налогов может сокращаться даже при повышении ставок налогообложения. Это закономерность отражается «кривой Лаффера» (рис. 9.1, 9.2).

Во-первых, эта кривая не отражает динамики производства. Во-вторых, как показывает опыт последнего времени, повышение ставок налогов ведет не только к сокращению производства, но и к уклонению субъектов экономических отношений от налогов, уходу в тень.

Развитие теневой экономики подрывает финансовые основы государства и подлежит всемирному ограничению как посредством ужесточения борьбы с неплательщиками налога, так и с помощью снижения ставок налогообложения.
В настоящее время предприятия руководствуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552). В идеале состав затрат должен определяться законом, ^го требование содержится и в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

В проекте специальной части Налогового кодекса РФ существенно доработан перечень затрат, входящих в себестоимость. В себестоимость товаров, работ и услуг должны быть включены все расходы организаций, непосредственно связанные с производством и обусловленные их спецификой.

Не секрет, что по некоторым видам затрат у нас действует не налог на прибыль, а налог на расходы. Речь, в частности, идет о расходах на подготовку и переподготовку персонала, о рекламных расходах и т.п. Как можно в условиях рыночной экономики ограничивать расходы на подготовку персонала и при этом рассчитывать, что будет производиться конкурентоспособная продукция?

В то же время, по нашему мнению, на некоторые виды расходов необходимо сохранить нормативы отнесения их на себестоимость, в частности это касается представительских расходов. В большинстве развитых стран имеются подобные ограничения, и этим опытом следует воспользоваться. Иначе прибыли и, соответственно, налога на прибыль у большинства организаций просто не будет.

Цивилизованная налоговая система должна предполагать наличие минимального количества экономически обоснованных и фактически доказавших свою эффективность налоговых льгот при существовании жестко контролируемой системы целевой и адресной финансовой поддержки организаций и физических лиц, действительно в такой поддержке нуждающихся. Это общепринятая мировая практика, и к этому необходимо стремиться в процессе подготовки специальной части Налогового кодекса РФ.

Конечно, ликвидация налоговых льгот — это не единственное, что нужно изменить в законодательстве. Можно привести следующий пример. В соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» дивиденды по акциям, полученные организацией-акционером, подлежат обложению налогом на доход поставке 15 %. Учитывая, что дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, возникает вопрос: имеет ли в данном случае место двойное налогообложение? Ответ будет следующим: с точки зрения юридической — нет, а с точки зрения экономической — да.

Из мировой практики известно, что в некоторых странах дивиденды освобождены от налогов, в большинстве стран используется механизм ампутационных вычетов. Представляется, что следует проработать вопрос о применении в российской практике подобных правил.
Несколько замечаний по поводу проблемы налогообложения доходов, полученных российскими организациями за рубежом.

В соответствии с Законом РФ « О налоге на прибыль предприятий и организаций» указанные доходы подлежат обложению налогом на общих основаниях. Однако в случае, если российская организация уже уплатила налог с этих доходов в соответствии с законодательством иностранных государств, на территории которых осуществляется ее деятельность, то сумма уплаченного налога будет учитываться при расчете налоговых обязательств в соответствии с законодательством России. Такой учет производится в пределах сумм налога, уплаченных с дохода от источников за пределами Российской Федерации. При этом засчитываемая сумма не может превышать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в России по прибыли (доходу), полученной за границей.

Некоторые специалисты оспаривают правомерность подобного подхода, усматривая здесь двойное налогообложение, поскольку налог на прибыль, подлежащий уплате в России в соответствии с российским законодательством, не корректируется на величину превышения налога, уплаченного за рубежом в части превышения зарубежной ставки налога над российской ставкой. В этой части организации фактически приходится платить налог дважды: в бюджет иностранного государства и бюджет России. Подобный подход не вполне корректен и противоречит мировой практике решения этого вопроса.

В заключение коротко остановимся на проблеме налогообложения банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Что касается банков и страховых организаций, то имеется два документа, определяющих особенности исчисления облагаемой базы указанных организаций. Первый — постановление Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 490 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями» и утвержденное им Положение, определяющее порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении кредитных организаций в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
В отношении страховых организаций действует постановление Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 492 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками».

Эти документы устарели и не учитывают реалий сегодняшнего дня. Появились новые виды банковских и страховых услуг, изменились экономическая ситуация и условия хозяйствования, поэтому указанные документы давно следует актуализировать. Это предполагается сделать в специальной части Налогового кодекса РФ.

По вопросам деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг вообще отсутствуют документы, регулирующие вопросы их налогообложения. Налоговый кодекс РФ поможет решить и общую проблему — обеспечить относительное снижение налоговой нагрузки и полученную прибыль и одновременно рост суммарных поступлений налога на прибыль.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я