Понятие, функции и роль финансов. Финансово-бюджетная политика
Последние нововведения в налоговом законодательстве связаны с положительными тенденциями: снижены ставки налогов, сужены финансовые потоки в офшорные зоны, повышена достоверность бухгалтерской отчетности. Переход на упрощенную схему налогообложения снизит налоговую нагрузку с 20—22 до 6—7 %, а поступления единого социального налога на одного налогоплательщика сократятся в 2,7—3,7 раза.Среди первоочередных задач на ближайший период — реальная помощь малому бизнесу, снижение косвенных и отмена неэффективных налогов. Реальная финансовая стабилизация может быть достигнута только при обеспечении нормального межотраслевого перелива инвестиционных ресурсов.
Вклад России в мировой ВВП остался крайне низким. Темпы роста и структуру нашей экономики нельзя считать удовлетворительными. Перед страной стоят задачи по обеспечению качественного роста и подъема экономики и существенному повышению благосостояния людей.
В модернизации нуждаются финансовая и банковская деятельность, требуется дальнейшее снижение налогов для роста бизнеса.
Социальная сфера характеризуется низким качеством и недоступностью значимых социальных услуг. Ухудшения в социальной сфере наблюдаются в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании. Для решения этих проблем необходимы действенные реформы, требующие значимых финансовых вложений. Это означает, что политика стимулирования экономического роста становится важнейшей. Надо помнить, что накопления в сырьевом секторе сами по себе не перетекут в инвестиции других отраслей или социальную сферу. Нужна продуманная социальная политика на длительный период. За этим должна стоять продуманная инвестиционная программа Правительства страны.
В расходах государственного бюджета на всех уровнях на первом месте остается образование, на втором — оборона, правоохранительная деятельность, социальная политика.
В нашем бюджете высока доля так называемых «непроизводительных» расходов: государственное управление, содержание силовых структур, погашение государственного долга. Они «съедают» около 60 % расходов федерального бюджета страны. Однако главное внимание государства должно быть приковано к развитию конкретной экономики.
Прогноз развития экономики России на среднесрочный период включает:
ускорение экономического развития страны;
■ повышение благосостояния граждан;
■ обеспечение качественных услуг в области здравоохранения и
образования;
■ укрепление обороноспособности страны.
Важно отметить, что ускорение экономического роста должно происходить за счет повышения конкурентоспособности экономики. Внутренними условиями развития является создание благоприлтных условий для предпринимательской деятельности, расширения внутреннего спроса и емкости рынка, причем правительство берет на себя решение следующих проблем: укрепление твердого курса рублл; разработку оптимальной тарифной политики, федеральной целевой программы, государственных инвестиций, государственных заказов и т.д. В результате темп роста ВВП в 2005-2007 гг. оценивается в 6 %. В ближайшие годы может вырасти доля фонда заработной платье ЬВП до 30 % по сравнению с 24,5 % в 2003 г.
Основной стратегической целью бюджетной политики России должно быть не сокращение внутренних бюджетных расходов, L'TO предусматривается в долгосрочной стратегии, а их наращивание до тех параметров, которые соответствуют потребностям современной высокотехнологичной рыночной экономике и высокому уровню социальных расходов, достигнутому развитыми странами.
На ближайшее будущее целевым критерием бюджетной политики должен стал рост объемов производства. Это не просто обеспечит финансовую стабилизацию, а увеличит объемы накопления и потребления в ВВП и повысит реальные доходы населения.
Читайте также: