Утверждение и экспертиза проектно-сметной документации
Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе. При экспертизе проектов строительства проверяется:— соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;
— наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора;
— хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, обусловленные социальной потребностью в результатах функционирования запроектированного объекта, конкурентоспособностью его продукции (услуг) на внутреннем
и внешнем рынках, наличием природных и иных ресурсов;
— выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);
— обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или предоставляемых услугах;
— достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
— обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрывопожарной и пожарной безопасности;
— соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;
— достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
— наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;
— оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (производства), его материало- и энергоемкости;
— обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем, выбор основного технологического оборудования;
— достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению ;
— оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению, возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов;
— наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов;
— обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях);
— оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;
— обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим; эффективность использования площадей и объемов зданий;
— обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
— оценка проектных решений по организации строительства;
— достоверность определения стоимости строительства;
— оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации.
Заключение по экспертизе проектов строительства. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в целом с учетом заключений государственных экспертиз, принимавших участие в рассмотрении проекта.
Экспертное заключение должно содержать:
— краткую характеристику исходных данных, условий строительства и основных проектных решений, а также технико-экономические показатели проекта строительства;
— конкретные замечания и предложения по принятым проектным решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы, ожидаемый эффект от их реализации (с количественной оценкой);
— общие выводы о целесообразности инвестиций в строительство с учетом экономической эффективности, экологической безопасности, эксплуатационной надежности, конкурентоспособности продукции и социальной значимости объекта;
— рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последующем проектировании;
— рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экономических показателей) или отклонении проекта.
По утвержденным проектам, рассматриваемым в порядке выборочного контроля, делается вывод об одобрении или необходимости доработки документации (по объектам, находящимся в стадии строительства, указываются виды работ, которые могут выполняться до доработки проектной документации).
При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации, экспертным органом вносится предложение о применении в установленном порядке к организациям — разработчикам проектной документации штрафных санкций или о приостановлении (аннулировании) действия выданных им лицензий.
Заключение утверждается руководителем экспертного органа и направляется заказчику или в утверждающую проект инстанцию.
При проведении совместной экспертизы заключение утверждается руководством экспертных органов, участвующих в рассмотрении проекта строительства.
В конкретных экспертных органах может быть принят иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя экспертного отдела, утверждающего выводы экспертизы, обязательна.
Сроки проведения экспертизы. Сроки проведения комплексной государственной экспертизы проектов строительства принимаются в зависимости от ее трудоемкости и, как правило, не должны превышать 45 дней. В отдельных случаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных объектов срок может быть увеличен по решению руководства экспертного органа.
Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее заключениям документации не должны превышать 30 дней.
Сроки проведения экспертизы проектов строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов, заемных и привлеченных средств инвесторов, устанавливаются договором.
Продолжительность подготовки заключений по отдельным разделам и, вопросам не должна, как правило, превышать 50% продолжительности комплексной экспертизы проекта строительства.
Сроком начала экспертизы считается дата утверждения руководством экспертного органа плана ее проведения (или подписания договора на экспертизу), а окончания экспертизы — дата отправки заключения заказчику или утверждающей проект инстанции.
Читайте также: