Эмиссия облигаций
В практике российского выпуска облигаций предприятий применялось, прежде всего, прямое размещение. Прямое размещение было основным способом размещения "товарных" облигаций. Эмиссию облигаций ОАО "Самсон" осуществляла дочерняя брокерская фирма "Самсон-Брокер", фактически, это также пример прямого размещения.Размещение на аукционе корпоративных ценных бумаг достаточно редко применялось в России, хотя примеры применения этого метода имеются. Например, так размещались облигации РАО "ВСМ". Однако, как уже указывалось, это фактически были государственные ценные бумаги. Кроме того, именно на аукционе государство реализовывало облигации АО "Юганскнефтегаз" и АО "Самаранефтегаз", выпущенные в погашение задолженности перед бюджетом, однако в данном случае аукцион был лишь формой проведения торгов, реально имелся только 1 покупатель. В феврале 1998 г. на аукционе была реализована эмиссия акций АО "Ижорские Заводы".
Размещение через посредничество инвестиционных банков применялось российскими предприятиями при выпуске еврооблигаций. При этом в качестве ведущих менеджеров привлекались крупные иностранные инвестиционные банки.
Ниже мы остановимся на достоинствах и недостатках каждого вида размещения ценных бумаг:
Прямое размещение. Прямое размещение облигаций имеет одно главное достоинство - не надо платить посредникам комиссионные за размещение. На этом, собственно, достоинства этого метода исчерпываются. К недостаткам прямого размещения можно отнести следующее:
1. Необходимость наличия на предприятии специалистов, знающих технологию работы с ценными бумагами, в том числе специалистов, имеющих сертификат ФКЦБ на право работы с ценными бумагами.
2. Невозможность охватить широкий круг инвесторов - юридических лиц, привлечь иностранных инвесторов.
3. Реально инвестиционные банки выполняют не только функцию агента по размещению ценных бумаг, но и консультируют предприятие по вопросам выбора оптимального вида ценных бумаг с учетом потребности предприятия и возможностей финансового рынка.
Фактически, прямое размещение целесообразно проводить только в 2 случаях:
- Предприятие планирует продать весь выпуск облигаций заранее известному кругу инвесторов, с которым предприятие состоит в партнерских отношениях.
- Планируется разместить небольшой объем облигаций, преимущественно среди физических лиц, прежде всего среди сотрудников предприятия.
Во всех остальных случаях предприятие может столкнуться с ситуацией, когда самостоятельное размещение облигаций окажется более дорогим, чем посредничество инвестиционного института.
Проведение аукциона по размещению ценных бумаг.
Как уже отмечалось, этот метод достаточно редко применяется при размещении корпоративных ценных бумаг, чему есть ряд причин. Тем не менее, очевидно, у этого способа на данном этапе есть определенные перспективы в России. Это обусловливается следующими факторами:
- Отсутствие практики инвестиционно-банковской деятельности в России.
- Отсутствие сложившегося рынка корпоративных облигаций в России. В этих условиях ни эмитент, ни инвестиционные банки не смогут заранее предсказать, по каким ценам могут быть размещены облигации. Аукцион в определенной степени позволяет решить данную проблему.
- Существование практики размещения с помощью аукциона корпоративных
облигаций.
Размещение через посредничество инвестиционных банков. Очевидно, размещение выпусков облигаций значительного объема в России практически невозможно без участия инвестиционных банков. Поэтому при осуществлении выпуска облигаций предприятие с необходимостью вынуждено найти себе партнера в лице инвестиционного банка. Однако, как уже отмечалось, инвестиционные банки в России находятся в настоящее время в стадии становления, и предприятию может быть достаточно сложно выбрать организации, способные должным образом провести размещение облигаций.
Размещение ценных бумаг через посредничество инвестиционных банков может происходить в нескольких вариантах.
1. Инвестиционные банки гарантируют размещение ценных бумаг (обязуясь либо полностью выкупить выпуск на себя, либо обязуясь выкупить неразмещенную среди инвесторов часть выпуска).
2. Инвестиционные банки осуществляют содействие эмитенту в продвижении его ценных бумаг, но не гарантируют размещения выпуска.
Главную роль в подготовке эмиссии и выборе параметров облигаций играет генеральный менеджер. При этом при выборе генерального менеджера предприятию есть смысл придерживаться следующих принципов:
- При планировании размещения ценных бумаг на международных финансовых рынках (еврооблигации) в качестве генерального менеджера должен выбираться зарубежный инвестиционный банк.
- При планировании значительных по объему эмиссий на внутреннем рынке на роль генерального менеджера может быть назначен крупный московский инвестиционный банк. Если планируется разместить часть выпуска среди иностранных инвесторов, то привлекаемый инвестиционный банк должен иметь хорошие связи с этой группой инвесторов.
- При планировании осуществления средних и небольших по размеру эмиссий (до 10-20 млн долл.) в роли генерального менеджера может выступать крупная региональная инвестиционно-банковская организация или средний по размерам петербургский или московский инвестиционный банк.
Существуют 2 принципиальных способа выбора генерального менеджера эмиссии:
- "Договорной" способ. Выбор инвестиционного банка - ведущего менеджера осуществляется по результатам серии переговоров, в ходе которых происходит согласование параметров эмиссии и цены размещения.
- "Тендерный" способ. Выбор генерального менеджера осуществляется в результате публичных торгов, в ходе которых инвестиционные банки конкурируют между собой, предлагая наибольшую цену размещения или наилучшие условия.
Генеральный менеджер осуществляет формирование консорциума андеррайтеров. В консорциум андеррайтеров в России могут входить организации, перечисленные в числе возникающих инвестиционных банков, а также более мелкие участники рынка ценных бумаг, имеющие значительную клиентскую базу.
Читайте также: