Выбор источника долгосрочного финансирования
2. Размер предприятия определяет источник финансирования исходя из следующих предпосылок:1. Некоторые источники финансирования требуют, чтобы предприятие было хорошо известно, для того чтобы добиться успеха (публичная эмиссия, выпуск облигаций, выпуск конвертируемых облигаций).
2. Акции более крупных предприятий обычно бывают более ликвидными; это является предметом внимания некоторых источников финансирования (портфельные инвесторы - частные фонды).
3. Некоторые фонды "помощи", наоборот, имеют мандат на инвестирование в малые и средние предприятия.
3. Различные источники краткосрочного финансирования требуют различных видов обеспечения:
- Стратегические инвесторы хотят осуществлять контроль над оперативными и другими решениями;
- Частные фонды и фонды "помощи" могут захотеть иметь представителя в совете директоров;
- Иностранные банки могут иметь строгие условия предоставления кредитов;
- Российские банки меньше заинтересованы в осуществлении контроля;
- Публичные эмиссии акций, облигаций и т.д. стремятся диверсифицировать состав акционеров, противодействуя получению крупного пакета акций одним акционером.
4. Степень риска проекта снижает круг потенциальных источников финансирования:
- Фонды помощи, имеющие политические мотивы для инвестирования в различные проекты в России, больше склонны рассматривать рискованные инвестиции;
- Стратегические инвесторы, знающие бизнес и имеющие связи, которые могут снизить риски конкретных проектов, могут также рассматривать финансирование проектов, которые другие источники отказываются рассматривать, или за финансирование которых они требуют чрезмерно высокий уровень дохода;
- Российские банки чрезвычайно опасаются риска, но понимают политические
и специфические для России риски;
- Иностранные банки обычно являются наиболее опасающимися риска
источниками долгосрочного финансирования.
Проанализируем каждый из источников долгосрочного финансирования
Публичная эмиссия акций. Решение о публичной эмиссии акций зависит от ситуации на рынке. Российское предприятие может рассматривать вопрос о публичной эмиссии акций либо на российском рынке, либо на иностранном рынке. Комбинирование средств из различных источников может дать возможность предприятию получить больше средств.
Преимущества публичной эмиссии акций в том, что она:
- приводит в результате к диверсификации состава акционеров при том, что ни один инвестор не имеет контрольного пакета акций;
- увеличивает ликвидность продаваемых акций, дает возможность определить рыночную стоимость акций;
- отличная реклама для предприятия в случае успеха.
Однако публичная эмиссия акций имеет и недостатки:
- высокая стоимость - подготовка, издержки на эмиссию, на рекламу и т.д.;
- заранее не известно, сколько денег будет получено, если только акции не размещены предварительно у одного или нескольких покупателей;
- публичные эмиссии акций характеризуются большим сроком подготовки (необходимо подготовить проспект эмиссии и инвестиционный меморандум) и требуют кратчайших сроков осуществления (от 3 недель до 3 месяцев).
Публичная эмиссия требует выполнения следующих задач, не нужных для закрытого размещения акций:
- создание структуры, занимающейся продажей акций, где может потребоваться содействие инвестиционных консультантов;
- отношения с общественностью, где также может потребоваться содействие профессиональных консультантов;
- презентации для групп потенциальных инвесторов;
- организация системы "банков-получателей" для получения средств за акции;
- печать и распространение проспекта, меморандума, форм заявок.
Принимая решение о публичной эмиссии на российском рынке, следует ответить на вопрос: кто купит акции?
- российские частные лица обычно покупают очень небольшой процент акций, размещаемых публично;
- большинство акций продается российским и иностранным портфельным инвесторам, хотя значительная часть может быть продана заранее - либо портфельным инвесторам, либо стратегическим инвесторам;
- публичная эмиссия в России включает продажу акций иностранным инвесторам, инвестирующим в России.
Публичная эмиссия на иностранном рынке дает возможность доступа к источнику капиталов во всем мире, оценки стоимости акций на международных рынках и является отличной рекламой для предприятия в случае успеха. К сожалению, она дороже публичной эмиссии на российском рынке и возможна только для крупных, хорошо известных предприятий.
Читайте также: