Выбор источника долгосрочного финансирования

2. Размер предприятия определяет источник финансирования исходя из следующих предпосылок:

1. Некоторые источники финансирования требуют, чтобы предприятие было хорошо известно, для того чтобы добиться успеха (публичная эмиссия, выпуск облигаций, выпуск конвертируемых облигаций).

2. Акции более крупных предприятий обычно бывают более ликвидными; это является предметом внимания некоторых источников финансирования (портфельные инвесторы - частные фонды).

3. Некоторые фонды "помощи", наоборот, имеют мандат на инвестирование в малые и средние предприятия.

3. Различные источники краткосрочного финансирования требуют различных видов обеспечения:

- Стратегические инвесторы хотят осуществлять контроль над оперативными и другими решениями;

- Частные фонды и фонды "помощи" могут захотеть иметь представителя в совете директоров;

- Иностранные банки могут иметь строгие условия предоставления кредитов;

- Российские банки меньше заинтересованы в осуществлении контроля;

- Публичные эмиссии акций, облигаций и т.д. стремятся диверсифицировать состав акционеров, противодействуя получению крупного пакета акций одним акционером.

4. Степень риска проекта снижает круг потенциальных источников финансирования:

- Фонды помощи, имеющие политические мотивы для инвестирования в различные проекты в России, больше склонны рассматривать рискованные инвестиции;

- Стратегические инвесторы, знающие бизнес и имеющие связи, которые могут снизить риски конкретных проектов, могут также рассматривать финансирование проектов, которые другие источники отказываются рассматривать, или за финансирование которых они требуют чрезмерно высокий уровень дохода;

- Российские банки чрезвычайно опасаются риска, но понимают политические
и специфические для России риски;

- Иностранные банки обычно являются наиболее опасающимися риска
источниками долгосрочного финансирования.

Проанализируем каждый из источников долгосрочного финансирования

Публичная эмиссия акций. Решение о публичной эмиссии акций зависит от ситуации на рынке. Российское предприятие может рассматривать вопрос о публичной эмиссии акций либо на российском рынке, либо на иностранном рынке. Комбинирование средств из различных источников может дать возможность предприятию получить больше средств.

Преимущества публичной эмиссии акций в том, что она:

- приводит в результате к диверсификации состава акционеров при том, что ни один инвестор не имеет контрольного пакета акций;

- увеличивает ликвидность продаваемых акций, дает возможность определить рыночную стоимость акций;

- отличная реклама для предприятия в случае успеха.

Однако публичная эмиссия акций имеет и недостатки:

- высокая стоимость - подготовка, издержки на эмиссию, на рекламу и т.д.;

- заранее не известно, сколько денег будет получено, если только акции не размещены предварительно у одного или нескольких покупателей;

- публичные эмиссии акций характеризуются большим сроком подготовки (необходимо подготовить проспект эмиссии и инвестиционный меморандум) и требуют кратчайших сроков осуществления (от 3 недель до 3 месяцев).

Публичная эмиссия требует выполнения следующих задач, не нужных для закрытого размещения акций:

- создание структуры, занимающейся продажей акций, где может потребоваться содействие инвестиционных консультантов;

- отношения с общественностью, где также может потребоваться содействие профессиональных консультантов;

- презентации для групп потенциальных инвесторов;

- организация системы "банков-получателей" для получения средств за акции;

- печать и распространение проспекта, меморандума, форм заявок.

Принимая решение о публичной эмиссии на российском рынке, следует ответить на вопрос: кто купит акции?

- российские частные лица обычно покупают очень небольшой процент акций, размещаемых публично;

- большинство акций продается российским и иностранным портфельным инвесторам, хотя значительная часть может быть продана заранее - либо портфельным инвесторам, либо стратегическим инвесторам;

- публичная эмиссия в России включает продажу акций иностранным инвесторам, инвестирующим в России.

Публичная эмиссия на иностранном рынке дает возможность доступа к источнику капиталов во всем мире, оценки стоимости акций на международных рынках и является отличной рекламой для предприятия в случае успеха. К сожалению, она дороже публичной эмиссии на российском рынке и возможна только для крупных, хорошо известных предприятий.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я