Понятие конъюнктуры финансового рынка и принцыпы ее иследования
Характер всех форм колебаний конъюнктуры отражают различные индикаторы финансового рынка. Индикаторы финансового рынка представляют собой агрегированные индексы динамики текущих рыночных цен, отражающие состояние конъюнктуры в разрезе отдельных его видов и сегментов. Наиболее широко система таких индикаторов представлена на фондовом рынке стран с развитой рыночной экономикой — США (индексы Доу-Джонса, Стэндард энд Пурз, Мудиз и другие), Великобритании (индекс Рейтера), Германии (индекс Франкфурт Альге-майне Цайтунг), Японии (индекс Никкей) и других.Из всего многообразия индексов фондового рынка,используемых в мировой практике, наиболее популярным является индекс Доу-Джонса (промышленный). Он характеризует усредненный показатель динамики текущих курсов акций 30 ведущих промышленных компаний США. Этот показатель является основным индикатором конъюнктуры фондового рынка США, на который ориентируются инвесторы многих стран.
В нашей стране также предлагаются к использованию ряд индексов фондового рынка, разработанных отдельными коммерческими изданиями и консультативными агентствами ведущих финансовых институтов. Однако низкая представительность этих индексов, слабая ликвидность фондовых инструментов и ряд других факторов затрудняют эффективное их использование в инвестиционной практике.
В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов необходимо систематически изучать состояние его конъюнктуры для формирования эффективной финансовой стратегии, корректировки финансовой политики по отдельным аспектам, принятия экономически обоснованных решений. Это изучение охватывает следующие три этапа:
1) Текущее наблюдение за состоянием финансового рынка, в первую очередь, в тех сегментах, в которых предприятие осуществляет свою финансовую деятельность.
Такое наблюдение требует формирования целенаправ
ленной системы показателей, характеризующих отдель
ные его элементы (спрос, предложение, цены, конкурен
цию), а также организации постоянного их мониторинга.
Результаты текущего наблюдения за конъюнктурой финансового рынка фиксируются в табличной или графической формах.
2) Анализ текущей конъюнктуры финансового рынка и выявление современных тенденций ее развития. Этот анализ состоит в выявлении особенностей конкретных сегментов финансового рынка и тех изменений, которые происходят на рынке в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом. Анализ конъюнктуры финансового рынка проводится в два этапа. На первом этапе анализа проводится расчет системы аналитических показателей, характеризующих текущую конъюнктуру финансового рынка (на основе информативных показателей текущего наблюдения). На втором этапе выявляются предпосылки к изменению текущей стадии конъюнктуры финансового рынка.
3. Прогнозирование конъюнктуры финансового рынка для выбора основных направлений стратегии финансовой деятельности и формирования инвестиционного портфеля. Такой прогноз осуществляется по следующим трем этапам:
а) выбор периода прогнозирования. Различают краткосрочный (до одного месяца), среднесрочный (на несколько предстоящих месяцев) и долгосрочный (до двух лет) прогноз конъюнктуры финансового рынка.
Краткосрочный прогноз служит для выработки текущих финансовых решений в области формирования капитала, портфеля краткосрочных финансовых вложений и т.п.; он разрабатывается с учетом влияния краткосрочных факторов, выявленных в процессе анализа краткосрочных колебаний конъюнктуры на отдельных сегментах финансового рынка. Среднесрочный прогноз служит для корректировки финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности;, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений и некапиталоемких объектов реального инвестирования. Долгосрочный прогноз связан прежде всего с выработкой финансовой стратегии и формирования инвестиционных решений о реализации крупных (капиталоемких) реальных инвестиционных проектов;
б) определение глубины прогнозных расчетов. Эта
глубина определяется целями финансовой деятельности
и связана с соответствующей углубленной сегментацией
финансового рынка (рынка ценных бумаг; рынка депозитных инструментов; кредитного рынка и т.п.);
в) выбор методов прогнозирования и осуществления
прогнозных расчетов. Прогнозирование конъюнктуры
финансового рынка осуществляется в современных условиях двумя основными группами методов — "техническим" (как его аналог используются термины "прикладной" или "трендовый") и "фундаментальным" (как его аналог используется термин "факторный"). Метод технического анализа основан на распространении выявленной в процессе предшествующего исследования конъюнктурной тенденции изменения уровня цен на
предстоящий период (с учетом предстоящего изменения стадии конъюнктуры финансового рынка); этот метод является недостаточно точным и может быть использован лишь для краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. Метод фундаментального анализа основанна изучении отдельных факторов, влияющих на спрос,предложение и уровень цен на финансовом рынке, а также на определении возможного изменения этих факторов в предстоящем периоде. Более подробная характеристика методов технического и фундаментального анализа конъюнктуры финансового рынка рассматривается в последующих разделах.
Оба этих метода могут быть дополнены при
прогнозировании конъюнктуры финансового
рынка методом экспертных оценок.
Читайте также:
Страницы: 1 2