Понятие управление качеством. Требования и процедуры сиситемы управления качеством
Под объектом добровольной сертификации понимается продукция (услуга), подтверждение соответствия которой определенным требованиям проводится на добровольной основе по инициативе изготовителя или потребителя, других заинтересованных сторон.Существуют две формы сертификации: сертификация, которая проводится независимо от потребителя и изготовителя (третьей стороной), и так называемая самосертификация, при которой сами предприятия-изготовители проставляют на своих изделиях определенный знак соответствия и несут полную ответственность за его соответствие принятым стандартам. Наибольшее распространение получила сертификация, проводимая независимо от потребителя и изготовителя (третьей стороной), как самой объективной, которая оценивает правильность проводимых мероприятий (от испытаний до выдачи сертификата).
С учетом международного опыта порядок проведения сертификации систем качества проходит в три этапа:
1) предварительный — заочная оценка системы качества;
2) окончательной проверки системы;
3) инспекционный — контроль сертифицированных систем качества в течение срока действия сертификата.
В рыночной системе действует закон конкуренции, способствующий неуклонному снижению удельной цены однородных объектов, недопущению на рынок и до потребителя некачественной продукции.
Опыт показывает, что конкурентоспособную продукцию выпускают стабильно те предприятия, которые комплексно решают вопросы управления качеством.
Конкурентоспособность товара (продукции) — это способность противостоять на рынке другому товару или другим товарам того же или аналогичного назначения.
Конкурентоспособность определяется двумя главными моментами: потребительными свойствами продукции и ее ценой. Чем выше уровень потребительной стоимости и чем ниже цена, тем выше конкурентоспособность.
Потребитель, безусловно, заинтересован в повышении уровня потребительной стоимости продукции и в снижении ее цены. При
данном уровне потребительной стоимости продукции он дает более высокую оценку более низкой цене, а не наоборот. Производитель, чтобы повысить шанс реализовать свою продукцию, также оказывается заинтересованным в повышении ее потребительной стоимости и снижении цены. Чем выше конкурентоспособность продукции, тем больше объем продаж, тем выше прибыль. Неконкурентоспособная продукция вообще не имеет шанса быть реализованной. Следовательно, конкурентоспособность удовлетворяет одновременно интересы производителей и потребителей.
На уровень конкурентоспособности продукции важнейшее воздействие оказывает научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства.
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность предприятия конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности организационных экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия, можно свести к следующим:
— наличие технико-экономических и качественных показателей,
обеспечивающих приоритетность продукции на рынке;
— изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надежности продукции;
— выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
— выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на предприятии;
— изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
— определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, таких, как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);
— выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены; сроков и объема гарантий);
— нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;
— приспособление продукции к работе в различных условиях: тропического или полярного климата, на различных грунтах (каменистых, песчаных, болотистых);
— дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров (значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, особенностей ее эксплуатации, репутации производителя и др.);
— воздействие непосредственно на потребителя путем искусственного ограничения поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведения активной рекламной деятельности, предоставления денежного или товарного кредита.
Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или в его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей.
Читайте также:
Страницы: 1 2