Стратегии волатильности
Как выглядят стратегии, использующие волатильность? По большому счету, покупка волатильности создает длинный стрэддл, а продажа волатильности — короткий. Вспомним: стрэддлом называется опционная стратегия, где используются опционы пут и колл одной и той же цены исполнения. Длинный стрэддл состоит из длинных позиций по опционам колл и пут, а короткий — из проданных (выписанных) опционов. Стрэнгл отличается только тем, что цены исполнения опционов пут и колл различны.В стратегиях волатильности вне зависимости от набора опционов и введенных в дополнение к ним базовых инструментов всегда получится стрэддл или стрэнгл, либо компиляция этих стратегий, объединенных в одном портфеле. Рисунок 3 — 3 иллюстрирует пример, где на первый взгляд мы видим стратегию, ведущую себя как длинная позиция по базовому активу, но в реальности здесь два синтетических стрэнгла: короткий и длинный, свойства которых наиболее активно проявляются с приближением срока до истечения. В принципе, ничего не мешает создать целую гирлянду таких позиций во всей обозримой ценовой перспективе.
Произвольно создаваемая стратегия способна характеризоваться полным безразличием к ценовому движению, обеспечивая одинаковые величины прибыли/убытка в любом из направлений, а также может обладать скошенностью.
Очень многое в характере создаваемой стратегии зависит от управляющего портфелем, основывающегося на своем мнении относительно рынка, — во всяком случае, для этого нет никаких препятствий. Управляющие, не склонные к риску, предпочитают стратегии, не отличающиеся перекосами, в то время как более рискованные менеджеры нередко идут на создание крена в одну из сторон. Невозможно сказать однозначно, какой подход более эффективен, — все очень индивидуально.
Основываясь на понимании работы стрэдддов и стрэнглов, из сказанного следует: покупателю волатильности нужны сильные, импульсивные всплески цены, либо продолжительное однонаправленное движение. Даже если ценовой тренд не сопровождается ростом волатильности, способной в этих обстоятельствах даже снизиться, покупатель волатильности извлечет выгоду: сильное изменение цены базового актива создаст прибыль по одной ноге (leg) длинного стрэддла. В противоположность покупателю, продавец волатильности надеется на отсутствие сильных колебаний цены, ориентируясь взять прибыль на вялом рынке, часто сопровождаемом снижением волатильности. Нередко, в условиях неизменной волатильности, ее продавец все равно оказывается в выигрыше, который обеспечивает временной распад.
Осмысление факта, что при покупке и продаже волатильности мы имеем дело со стрэддлами, автоматически обеспечивает нас пониманием условий, требуемых для создания стратегий покупки или продажи волатильности. Логика подсказывает: покупка волатильности, где используются долгосрочные опционы, обладающие невысокой тэтой и большой вегой по сравнению опционами, истекающими раньше, представляется лучшей альтернативой стратегии с краткосрочными опционами. Напротив, продажа волатильности с применением краткосрочных опционов, особенно если их срок меньше чем 3 — 4 месяца, характеризующихся высокой тэтой и снижающейся вегой, будет выглядеть перспективней долгосрочных опционов. Нет сомнений, покупая волатильность в условиях снизившейся подразумеваемой волатильности, можно достичь преимущества в сравнении со стратегией, созданной в средней части диапазона волатильности. Аналогичная картина возникает, если осуществлять продажу волатильности на пике.
Выражаясь простым языком, основные правила стратегий волатильности таковы: «покупать дальние опционы, продавать ближние», а также: «покупать опционы, когда волатильность низка, и продавать, когда она высока». Но это не означает необходимость строгого и безукоснительного следования данным правилам. Реальный рынок отличается стремлением разрушать теории и модели, поэтому нередки случаи успешного завершения торговли по стратегии, введенной против правил и здравого смысла. И наоборот: можно наблюдать случаи неэффективной работы стратегии, созданной согласно всем правилам и точно просчитанной, но не обеспечившей должного размера доходности.
Читайте также: